Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
03.04.12 16:15
| Просмотров: 739 |

Виталий Милонов: Быть православным очень тяжело

Павел Смоляк, «Шум»

Дверь в рабочий кабинет депутата Законодательного Собрания Петербурга Виталия Милонова всегда открыта. Без всякого желания возьмешь да и заглянешь в рабочее логово, пожалуй, самого скандального и известного регионального депутата России. Милонова, после его, на первый взгляд, рядовых законодательных инициатив, теперь знает весь мир, даже госсекретарь США что-то сказала по поводу поведения «единоросса». У Виталия Милонова много друзей и столько же недругов, которые посылают парламентарию гневные письма, в основном – оскорбления. Однако приемная Виталия Валентиновича каждый день наполнена людьми и, возможно, Милонов один из немногих депутатов, которые на сообщении помощников, мол, пришел какой-то незнакомец, никогда не скажет: «Меня сегодня нет».

Виталий Валентинович, отчего так в Петербурге теперь, что, если услышишь скандальную инициативу в городском парламенте, то в девяноста девяти случаев из ста – это вы?

Скандальность дело относительное. Просто когда инициатива резонансная, она вызывает в любом случае дискуссию в обществе. Если инициатива породила дискуссию, то она интересная, как минимум.

Она еще может быть популистской или провокационной.

Безусловно. Популистская или провокационная инициатива, как правило, остается в виде инициативы. Популистская инициатива не может быть реализована, поскольку она нацелена только исключительно на то, чтобы люди озвучили эту инициативу и все, потом забыли про нее.

Но все же, ваши инициативы настолько скандальны, что они них начинает говорить весь мир.

Так получилось. Честно говоря, не ставил своей целью, чтобы моя последняя инициатива была настолько разрекламирована.

Последняя – закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних?

Да. Сейчас еще готовлю несколько законопроектов. Конечно, теперь после громких законов не комильфо предлагать серые инициативы. И поймите, я стремлюсь к тому, чтобы все эти инициативы максимально приводили к общественному согласию, а не к разделению. Но, когда мы говорим о каких-то моральных устоях, собственно, декларации моральной независимости, не всем это нравится, поскольку тут же начинают меня обвинять, что я клерикал, потому что я проводник церковных инициатив в светском государстве. Мне приятно слышать эти «обвинения», но, к сожалению, это не так.

У нас нет какого-либо соглашения с РПЦ и быть не может. Я считаю, если будут люди, на которых смогут опираться различные группы, в том числе православная церковь, это очень хорошо. Ведь, например, партия «Яблоко» имеет свою специфическую электоральную базу: не устроившаяся брюзжащая интеллигенция. Или Прохоров – новое поколение «хомяков», людей, которые привыкли строить взаимоотношения по принципу культа потребления. Поэтому, если у священника или прихода возникают вопросы, связанная с законодательством, у них всех есть мой телефон. Они приходят, мы беседуем. Как правило, еженедельно три-четыре батюшки или три-четыре прихода обращаются с какими-то просьбами. Это моя электоральная база и мой долг как христианина.

Ваша инициатива стала законом и теперь, видимо, все опасения геев и лесбиянок из теоретической плоскости перейдут в практическую. Виталий Валентинович, когда вы ждете первых штрафов?

Я бы хотел, чтобы их не было. Если есть штраф, значит есть правонарушение. Правонарушение подобного формата оказывает плохое воздействие на положение дел в нашем городе. Важно не то, что мы будем штрафовать за эти действия. Мы хотим, чтобы эти действия не происходили. Мы не хотим, чтобы тенденции, которые мы видим у наших партнеров в европейских странах, распространялись на нас. Уж больно резко скачкообразно вдруг возникло лобби, которое объединяет не только гомосексуалистов, а еще феминисток и прочих, людей, которые выступают за радикальные антидогматичные, совершенно неканонические реформы церкви. Мы не хотим, чтобы это движение пришло к нам. Наш закон – это некая декларация, поэтому она и вызвала резонанс не только в России, но и за ее пределами. Многие западные проповедники надеялись тихой сапой внедрить свое влияние через информирование нас о новых ценностях, новых векторах. Внедрить в Россию те вещи, которые непонятно как внедрились на достаточно консервативном и пуританском Западе. Вроде никто за эти ценности не голосовал, а они считаются общеевропейскими.

Может быть, это тенденция всех стран, которые считают себя цивилизованными?

Понимаете в чем дело. Наверное, любой человек знает, что наш мир конечен. Даже если ты атеист и считаешь, что бога нет. Звезда по имени Солнце когда-нибудь распухнет до таких размеров, что сожрет нашу Землю, у нас закончится нефть, доллары превратятся в бумагу, правда, это происходит сейчас, и в принципе человечество умрет. Но среди верующих это не вызывает какого-нибудь кошмара, поскольку мы об этом знаем, и знаем, как, по словам Уильям «Храброе Сердце», жить, чтобы не было стыдно за прожитые годы. «Каждый человек умирает, но не каждый человек по-настоящему живет», - сказал он перед казнью. Поэтому в принципе эта тенденция западного мира нас очень настораживает. Мы не такая страна, как Европа или Америка. В этих странах люди делегируют государству определенные полномочия по ущемлению их свобод в обмен на то, что государство обеспечивает им валюту и армию. Если Россия импортирует себе подобные ценности, которые работают и абсолютно приемлемы в западном обществе, то мы придем к развалу нашей страны. Это не какой-то пафос, это факт.

Мое личное убеждение, наша страна никогда не жила по западному типу. Даже до 1917 года, когда солдаты и офицеры получали достойную зарплату, они, получая деньги, служили не за них. Они служи Родине, своему Отечеству. На днях беседуя со шведским национальным телевидением, я задал вопрос: в системе ваших ценностей с непонятным половым просвещением, непонятным отношением к семье, традициям, как вы думаете, сколько человек найдется в вашей стране, которые за такие ценности пойдут умирать. Вот сколько? Я думаю, что не очень много, потому что нет традиций, все новое, у вас женщина-лесбиянка является епископом Стокгольма. Люди не пойдут умирать за женщину лесбиянку, которая является епископом.

Кстати, почему вы и ваши сторонники постоянно готовитесь к какой-то войне?

Это не война, это состояние страны. Состояние нормальной страны, когда люди вкладывают в нее свою душу. Наши тучные времена прошли в 1914 году. После этого мы находимся в состоянии жутких реформ, потрясений. Мы как страна объективно сейчас находится по степени доходов и благополучия ниже уровня, которого мы заслуживаем. Понятно, есть африканские бедные страны. Они 200 лет бедные, потому что у них засуха, пустыня, обезьяны, бананы и ничего нет. Это жутко, тяжело, но объективно эти страны никогда не будут процветающими, потому что с нечего им быть процветающими, это кусок пустыни. А у нас страна богатая, и мы должны думать, как ее восстановить. Униженные, поставленные на колени за все свои безобразия немцы благодаря христианским демократам восстановили Германию после войны. Немцы в отличие от болотных «хомяков» не относились к своей стране как к страховой компании, которой они что-то платят, а страховая компания обязана им возмещать. Они всецело отдавали себя восстановлению экономики и подняли Германию за считанные годы.

Без идеологии, без духовного стержня, наши страна, с моей точки зрения, не проживет. Не надо тогда заниматься этой страной, если мы не хотим опираться на секулярные ценности постхристианского мира. Давайте тогда просто минуем этот этап благополучия и сразу пойдем к тому состоянию, к которому Европа стремиться и делает все, чтобы себя развалить. Она, Европа, не контролирует миграцию, трясется от финансовой нестабильности, британские полицейские должны сократить свой бюджет на 20%, потому что надо экономить…

Послушайте, так все давно произошло в России. За мигрантами никто не следит, их в Москве и Петербурге несколько миллионов. Народ живет где-то между бедностью и нищетой. Реформа полиции, которая сократила сотрудников милиции чуть ли не в два раза.

Количество полицейских уменьшилось, а содержание увеличилось. Посмотрите, мы на армию увеличиваем бюджет, а везде сокращают.

Ну и что? Дали больше денег полицейским, но ничего кардинально не меняется. Они продолжают убивать, грабить, насиловать.

Ой, давайте так. В самые демократичные времена, когда у нас была демократия, 1992 год, было все, что хочешь. Я работал внештатным участковым инспектором. И что делалось в самые демократические времена в милиции, я знаю. Почему сейчас стали говорить, что убили? Да потому что полиция стала работать на порядок лучше. И все нарушения теперь видны. «Хомяки» об этом не знаю, но у нас в отделах полиции везде стоят видеокамеры.

Только в ответственный момент оказывается, что камера во время преступления сломалась, пленку зажевало или оборудование меняли. Камеры стоят, но служат они, получается, не гражданам, потому что полицейские решает, показать вам видео или нет.

У нас в отделах полиции они почти всегда работают. Почему эти скандалы происходят? Какой-то там чувак напился, прошел в трусах по отделу милиции и уже его уволили, потому что он прошелся в трусах.

Он не просто прошелся, а еще на дверь помочился. И пленка попала в интернет.

Я могу сказать, что лет десять-пятнадцать назад, когда не было ненавидимого «хомяками» Путина, а было самое демократичное время, грубо говоря, в лучшем случае ему начальство сказало бы, давай поменьше бухай.

Но начальство так и говорит, когда вопиющие факты остаются в стенах полиции.

В том-то и дело, что сейчас уровень общественного контроля на порядок выше. В Казани произошел неприятный случай. Правда, в Казани в самой об этом не особо говорят, но в Москве истерично брюзжащие слюной немолодые одинокие либералки истошно орут: «Фашисты! Убили! Они преступники!»

Виталий Валентинович, это же ненормально, когда двадцатилетние парни насилуют бутылкой из-под шампанского 52-летнего мужика.

Это ненормально. Поймите, нет общества, нет ни одного коллектива, где бы на сто тысяч человек не будет двух подонков. Везде есть люди хорошие и плохие. У нас в «Единой России» тоже есть всякие люди, в том числе жулики и воры, потому что у нас самая большая партия. Поэтому, естественно, на десять тысяч человек попадается какой-нибудь негодяй. В других партиях этого меньше, потому что у них численность меньше. В любой партии есть педофилы и прочие.

Прошла же переаттестация, всех злодеев должны были уволить. Страшно становится, если подумать, что четыре отморозка, которые изнасиловали бутылкой человека, вышедшего из дома за макаронами в магазин, все лучшее, что осталось в системе МВД.

Прошла переаттестация и теперь люди, которые совершили преступление, посмотрите, над ними такая суровая расправа началась еще до суда. Министр отдел расформировал, показательная порка. Это доказывает, что система эффективна и способна себя лечить. Невозможно сделать такую систему, что не будет преступлений. Всегда есть и будут нарушения, как всегда будут преступления, убийцы и насильника. Только на небесах все люди не грешат. Как говорил товарищ Жеглов, эффективность государства заключается не в том, чтобы не воровали, а в том, что государство умеет разоблачать и наказывать тех, кто это делает. Я считаю, это главный результат реформы полиции Дмитрия Медведева. Она, конечно, прошла коряво. Думаю, что многие перегибы имели место. Мне самому не нравится, почему вдруг уволили полицейских, которым 45 лет. Понят, что это полицейский, который не работает на должности, которая предполагает погони за бандитами. Это следователи, опера. А следователь и опер он к 45 годам только опыта набирается. Мне обидно, когда человек, понимает логику преступника, только приступил к делу и уже знает, где искать, ему говорят: ты старый, уходи на песню, иначе не сдашь нормы ГТО. А он, наверное, и нормы ГТО даже сдаст, но просто ему 50 лет. Пускай работает, потому что он работает головой, а голова у него еще лет 15-20 проработает.

Все же позволю себе вернуться к тому скандальному закону, который направлен на защиту детей и ничего общего с гомофобией не имеющий. История законопроекта очень, на мой взгляд, показательная. В первом чтении закон поддержали практически все депутаты, ко второму чтению против было семь депутатов, а в третьем чтении за проект закона не голосовала фракция ЛДПР, «Справедливая Россия», против было «Яблоко». С трудом закон приняли.

Двадцать девять.

Все равно, получается, 21 депутат, так или иначе, против этого закона.

Ну, 21-ого депутата на тот момент не было. Часть людей просто отсутствовала. Против проголосовали только двое или пятеро. Знаете, у нас законов, принятых 50 голосами раз-два и обчелся. Потому что просто физически нет 50 депутатов в зале, никогда.

Хорошо, но, согласитесь, депутаты от ЛДПР специально не голосовали.

ЛДПР не голосовала, потому что есть, мне кажется, не хочу их подставлять, установка от Вольфовича. В свое время Вольфович засветился в гей-клубе «69». Тогда это был шок. Видимо, какой-то скелет в шкафу на эту тему у ЛДПР есть. Они выполняли партийные установки. Что касается «эсеров», они раскололись, часть из которых не проголосовала – это Оксана Генриховна в очередной раз показала: что не их, то плохое. Она не готова поддерживать даже самые здравые мысли, если это наше, «Единой России» предложение. Думаю, Оксана Генриховна является антидуховной составляющей «Справедливой России» в отличие от Сергея Михайловича Миронова, кстати, отношение к которому у меня сильно изменилось за последнее время в лучшую сторону. Поскольку Оксана Генриховна нехристь, она, естественно, все, что идет от христиан, для нее как святая вода, как крест, серебряная пуля. Но вместе с этим я благодарен «эсерам», которые являются верующим людьми, которые не смогли предать Христа из-за того, что Оксана Генриховна им сказала предать Христа. Это показывает, что люди тверды. У нас разные убеждения, но очень приятно спорить с людьми, которые имеют принципы и не продают их исходя из пожеланий нынешнего их регионального вожака.

Чтобы закрыть тему, дайте пару практических советов, как учителям в школах, у которых, быть может, ученики поинтересуются, кто такие геи, отвечать на этот вопрос. И как быть, скажем, лесбиянкам, которые воспитывают ребенка.

Я практические советы лесбиянкам давать не хочу. Для лесбиянки, которая считает, что воспитывает ребенка, у меня есть один практический совет: занять собой, прежде всего. Она должна понимать, какой пример подает ребенку. Ребенок растет не в атмосфере нормальных гармоничных семейных отношений, а растет в атмосфере разврата.

Можно договориться до того, что раз ребенок воспитывает в атмосфере разврата, давайте его заберем от матери-лесбиянки и передадим туда, где гармоничные семейные отношения или вид этих гармоничных отношений.

Нет, нельзя забирать. Ребенка в принципе нельзя забирать из семьи, это очень опасно. И семья есть семья. Таким людям необходимо понять, что своими половыми извращениями, которые являются вариантами нормы…

То есть, Виталий Валентинович, вы перешли на сторону геев и признаете, что гомосексуализм – норма?

С научной точки зрения. Врачи говорят, есть процент гомосексуалистов, и он всегда в обществе имеется, поэтому считается вариантом жизни людей. То есть они как врачи расценивают это как вариант нормы. Но врачи не занимаются нашими душами, не занимаются моралью, они занимаются физическим состоянием и спасибо им за это. Поэтому с медицинской точки зрения, это не так давно принятый вариант нормы.

Так что же говорить учителю, которого ребенок спросит о геях. Как не попасть под действие вашего закона?

Если ребенок спросит, кто такие, грубо говоря, не хочу проводить аналогии, насильники…

В Петербурге не действует закон, предусматривающий административное наказание, за пропаганду насилия, как мне кажестя.

За пропаганду войны сажают.

Наверное, и по уголовной статье. Но я не об этом. Все-таки учитель, начиная рассказывать о геях, может попасть под действие закона.

Не может. Закон говорит о бесконтрольном распространении информации. Учитель, информируя, обучая детей учебным предметам, не осуществляет это бесконтрольно. У него есть учебный план, соответствующие рекомендации.

Значит, такая информация должна быть в учебном плане, а как быть, если ее нет?

В так случае он должен об этом говорить с научной точки зрения. Да, есть такой процент людей, они не придерживаются установленных в нашем обществе традиций, а выбирают особый способ: мужчина живет с мужчиной, женщина с женщиной. Вот и все. А интимные подробности, извините, знать не нужно, потому что нас интимным подробностям не учат.

То есть вы еще против полового просвещения старшеклассников?

Я категорически против так называемого полового просвещения в школах.

А где же детям познавать азы взрослой жизни?

Для этого есть взрослая жизнь.

Бросили в воду: научится плавать – хорошо, нет – так нет?

Как-то человечество выживало до этого. К тому же есть научная информация, есть анатомия и так далее. А вот вид сексуальных утех – не тот предмет, который нужен в школах. Конечно, есть горесексологи, которые считают, что нужно эротические позы преподавать. Я даже видел шведский буклетик, который нам хотят «миссионеры» принести о половом просвещении в школе. В ужас пришел, когда мне показали. Рассказывается все. Например, это Ваня и Маша, а это Свен и Арни они тоже друг друга любят, а потом в каких показах нужно друг друга любить… Я не хочу, чтобы мои дети получали в школе подобного рода информацию. Я и подавляющее большинство родителей против этого. Почему мы, родители, граждане этой страны, должны следовать тупым рекомендациям Евросоюза, а не должны следовать защите интересов наших детей? У меня двое детей, и если в школе им кто-нибудь попытается вот это преподнести, я не знаю, что сделаю с этим учителем... Раньше большинство родителей в ухо дали бы за такую брошюру и были бы правы, наверное. А теперь учителя оштрафуют, и, думаю, учителем он уже работать не будет.

Вам не кажется, что православная церковь претендует на то, чтобы быть государственным институтом, и уже в конце пути своего замысла?

Церковь – институт над государством, над властью. Для светских людей может так казаться, но для верующих людей, для меня, РПЦ – самый авторитетный институт в обществе. Церковь – собрание людей, собранных во имя Господа. Естественно, когда сейчас пропагандируется отход от традиционных ценностей, пропагандируются либеральные извращения, роль церкви возрастает, и это очень правильно, вижу в этом только хорошее. Думаю, что по мере введения преподавания основ православной культуры в школах роль церкви будет еще выше и будет.

А как тогда быть безбожникам, которые оказались в одном классе с православными?

По закону родители имеют право выбрать, какую этику преподавать. Урок называется «Основы религиозной этики». Будут преподавать историю мировых религий. Даже атеисты не могут отрицать, что есть православие, а христианская и мусульманская церкви оказали большое влияние на ход мировой истории. Даже Ленин это признавал. Не беспокойтесь, никто миссионерить в школах не будет.

Мне кажется, здесь есть доля лукавства. Сначала вы говорите о православной культуре, потом об истории мировых религий. Я не знаю, кто будет преподавать этот предмет, но так или иначе, учитель будет больше времени уделять своей вере. А зная агрессивность РПЦ, думаю, все-таки у нас в школах будет история православной культуры под ширмой истории религий. Церковь при помощи государства уже пытается проникнуть в институты гражданского общества.


У нас что, гражданское общество – некая священная корова? Если большинство этого общества верующие люди, в отдельных регионах подавляющее большинство, и не обязательно православное, - и почему тогда люди, которые составляют большинство, не имеют право на то, чтобы в незначительной степени их интересы как верующих людей это общество защищало.

Все же это большинство довольно условное. Сегодня, на мой взгляд, есть условная мода на православие. Если ты русский, значит православный. В КПРФ уже есть факты, когда атеистов просят покинуть ряды партии

Сейчас, кажется, модно надеть грязные вязаные трусы на голову и пойти задирать ноги в Храме Христа Спасителя. Среди определенной части населения это стало модным. Некоторые считают модной группу, которая стыдливо называется на английском языке [Pussy Riot]; перевели бы на русский язык, тогда сразу стало понятно, кто это такие.

Раньше, в конце восьмидесятых, православным было быть модно. А теперь, когда ты выходишь на трибуну Законодательного Собрания, партия «Яблоко» говорит: мы против Милонова в качестве представителя по связям с религиозными организациями, потому что он мракобесный клерикал, отстаивает интересы, как они говорят, ООО или ОАО «РПЦ», и вообще попов с часами за двадцать тысяч евро… Это модно что ли? Быть православным не модно, а очень тяжело, по секрету могу сказать. Православным государственным служащим быть вдвойне тяжело. Потому что есть государственная необходимость, есть вещи, которые ты должен делать, а ты их не должен делать, потому что внутренне ты это не приветствуешь.

Скажите, почему так много жестокости в мире?

Жестокость порождение бездуховного общества.

А что такое духовность?

Совокупность неких моральных принципов, которые являются внутренним позвоночником человека. То есть принципы, которые не то, что нельзя нарушить, но нарушение которых вызывает в человеке органическую неприязнь к этим нарушениям. Например, десять заповедей.

Вы жертвуете церкви?

У нас не принято говорить, кто сколько жертвует…

Я не спросил сколько. Я спросил – жертвуете ли?

Плохо о себе так говорить, но, естественно, да. Я член приходского совета, член ревизионной комиссии прихода, пономарь. Было бы странно, если бы я этого не делал. Скажу откровенно, конечно, этого недостаточно. Господь допустил мне еще раз стать депутатом, видимо, он от меня большего хочет, я этого большего не делаю. Мое внутреннее искренне убеждение – я не достаточно тружусь для церкви и я очень хотел бы это исправить, потому что я считаю, что хорошо для церкви, то хорошо для людей. Если мы поможем церкви полностью восстановить влияние в обществе, свое хорошее доброе влияние, дать возможность церкви нести добро, то общество от этого выиграет.

Влияние церкви и так огромно, куда же еще?

Я сейчас занялся вопросом, хочу добиться, чтобы, включая радиоприемник в своей машине, я мог слушать не только «Эхо Москвы», которое я очень люблю, потому что не согласен с этим радио в девяноста девяти процентов из ста, а, например, «Град Петров» или радио «Мария». Им государство говорит: начните рубить бабло - начните не читать Библию, не проповедовать, не приглашать священников, а пускайте джинсу, коммерческую рекламу. Эти радиостанции существуют на пожертвования и, между этим, радио «Мария» фактически исполняет функции государства – учит людей, говорит о добре, о необходимости быть честным гражданином. Я считаю, что таким радиостанциям надо бесплатно давать эфир. Грубо говоря, есть пять развлекательных радиостанций, одну сделайте духовно-просветительскую.

Тогда же начнется. Мусульмане попросят, как, например, это было с телевидением, себе передачи на государственных каналах. Я не против мусульман, но религии много слишком в нашем светском государстве.

Пускай! Хорошо! Лучше будет, если мусульмане будут получать информацию об исламе из радиостанции, на которой не будет религиозных фанатиков.

Или ваши ненавистные геи захотят радиостанцию.

Так у нас геи везде. Включите любую радиостанцию или телеканал. На «Эхе Москвы» поддержка геев стопроцентная. «НТВшники» - сплошные геи. Поэтому государство должно обеспечить пять светских и одну духовную радиостанцию, чтобы молодые мусульмане знали, что исторически православные и мусульмане жили в мире в нашей стране. В царской православной России не было межэтнических конфликтов. Я даже могу сказать, что в Советском Союзе иудеи жили хуже, чем при относительно антисемитском отношении православных царей к ним во время самодержавия. Был постыдный ценз оседлости, но пришла советская власть, сказала ценз оседлости отменить, а всех евреев расстрелять. И светские просветительские радиостанции нужны. Есть общество «Знание», отдайте им, пускай будет радиостанция «Культура».

Виталий Валентинович, что такое дружба?

Очень относительное понятие. Дружба что-то подростковое. Дружба – синтетическая замена церковному понятию: относись к ближнему, как к самому себе. «Свой своему поневоле брат», - говорил Данила Багров. Все должны быть друзьями, потому что есть два состояния: дружба и вражда. Если вражда – порождение Сатаны, то, соответственно, дружба – порождение христианского отношения людей. Я, к сожалению, не совершенный человек и не могу сказать, что дружу со всеми. Мы с Алексеем Ковалевым из «Справедливой России» жуткие политические оппоненты, но с ним можно поехать в «Сапсане», выпить бутылочку вина, поговорить, пообсуждать многие вещи. Мы же не идиоты друг на друга лаяться.

Без Вадима Тюльпанова скучаете?

Очень! Для меня была некая данность, что Вадим Альбертович в Законодательном Собрании есть, и тут его нет. Конечно, мы понимаем, он в Москве…

Зачем в Москву отправили, если так скучаете? Тем более что понижение в должности. Переезд Вадима Альбертовича в Москву как раз из той серии, когда это не повышение, а грехопадение.

Есть процессы, которыми мы не можем управлять. Есть некие этапы в жизни, ротации. Это нормально, потому что это помогает человеку не бронзоветь. Я не могу представить, как Вадиму Альбертовичу сейчас там, в Совете Федерации. В Петербурге он был человеком, к которому боялись подойти, потому что он один из высших городских политиков. А тут он стал членом Советом Федерации. Тюльпанов self-made, я знаю, он не служил ни с кем вместе в армии, он ни с кем не работал и в школе не учился, чтобы его кто-то потом куда-то протащил. Он зам спикера, потом спикером Законодательного Собрания стал не благодаря, а вопреки. Люди помнят, какую ненависть к нему питал «сантехник» Яковлев, и что он, мягко говоря, был не счастлив, что Тюльпанов пошел в рост, всячески ему мешал. Я уверен, что попав в Совет Федерации, Вадим Альбертович сможет себя сделать еще раз.

А почему все его окружение осталось тут?

А что делать в Совете Федерации? Если бы Вадим Альбертович сказал мне: «надо», я бы пошел.

Во многом благодаря вам Тюльпанов стал сначала депутатом, а потом председателем Законодательного Собрания. Многие забыли, но в 1998 году депутатов избирали в два тура, если в первом туре никто не набирал более 50%. Вы, будучи кандидатом, который занял, если не ошибаюсь, третье место, поддержали Тюльпанова, который вошел во второй тур вместе с представителем «Яблока» Анатолием Биниенко. Почему именно Вадима Альбертовича?

Потому что я не люблю «Яблоко». Это мой грех, мой недостаток, вы меня не поймете, потому что «яблочник». В «Яблоке» в большинстве своем неприятные для меня люди. Я ничего не могу с собой сделать.

Что-то личное?

Нет, идеологическое. Мой первый политический учитель Виталий Савицкий [депутат Госдумы, трагически погиб в 1994 году], наверное, во мне эту нелюбовь и зародил. Я не хотел видеть в округе «яблочника», а Тюльпанов мне понравился. Была такая ситуация: Галина Васильева [Старовойтова] убита, Руслан [Линьков] в больнице, я, естественно, с ним посоветовался, но вот подход… Тюльпанов попросил, сказал, так и так, у нас разные точки зрения, я готов вместе работать для округа, заключить партнерское соглашение. И Биниенко... Он сам не приехал, прислала своего начальника штаба, типа, все понятно, вы должны нас поддержать. Почему? Вот если Биниенко сам приехал… я бы все равно его не поддержал, потому что Тюльпанов своей неуклюжестью, на тот момент нормально разговаривать не умел, моряк такой, во мне вызывал искреннюю симпатию. Я считаю, что глупо говорить: «я изменил историю», так получилось.

Вы оба друг другу помогли.

Могу сказать, что когда я стал выполнять наше с ним совместное соглашение, увольнялся раза три. Да, три раза уходил от Тюльпанова. Не хватало денег, хотелось чем-то заниматься, остаться в либеральной тусовке, без обязательств.

Хотелось жизни без обязательств, говорите. Тюльпанов к чему-то обязывал?

Тюльпанов ничего не требовал. Он знал, что я терпеть не могу Яковлева и хожу с плакатами по Невскому проспекту, обличая «Яблоко», которое в 1996 году расправилось с Собчаком. Собчак, конечно, еще тот был человек в плане, что многих вещей он не понимал. Он считал себя слишком умным, поэтому проиграл выборы. Но он выиграл бы выборы, если бы не предательство «Яблока». Иногда ко мне «яблочники» подходят и спрашивают, почему ты так нас не любишь. Отвечаю: это вам привет от Анатолия Александровича. После выборов я три раза встречался с Собчаком и пообещал, что мы, ребята из МХД, не простим «яблочникам» предательства. Я свое обещание сдерживаю.

Верх своей карьеры для себя решили?

Священник.

А в светском мире?

Человек предполагает, а Бог располагает.

Священником можно быть, оставаясь депутатом?

Нельзя. Когда-нибудь я же перестану быть депутатом.

Ну и когда? Судя по рейтингу «Единой России» в вашем округе, вы можете переизбираться вечно.

Если я своей работой могу смотреть честным людям в глаза, то, надеюсь, Господь даст какое-то время побыть депутатом. Потому что кем бы я ни был, председателем Комитета по законодательству или еще кем, я всегда веду личный прием, знаю все «шавермы» округа. Не прячусь, округ для меня родной. Но какой может верх? Куда еще выше лезть?

Председателем Законодательного Собрания стать.

Председателем я никогда не стану. Я прекрасно это понимаю. Председатель Собрания человек дисциплинированный, крайне ответственный. А я не дисциплинированный человек. Я не хочу, чтобы у меня не было ни минуты свободного времени. Вот в четверг проблема. Приходит немецкий политик, а у меня литургия, поэтому приходится политика на ранее утро записывать. И так после того, как я стал председателем Комитета по законодательству, времени совершенно не осталось. Я понял, что та нагрузочка, которая была у меня как у депутата, просто детский сад. В этом году я уже на последнем издыхании. У меня не было отпуска. Сначала мы не смогли с женой поехать в отпуск, потому что она была беременна, на раннем сроке еще тогда. А потом была битва «при Красненькой речке» и вместо того, чтобы отдыхать в моей любимой Греции, молиться в монастырях, я сидел днями и ночами в «Красненькой речке», чтобы выполнить задачу. И за председателя всегда такое сражение идет. Я вижу, сколько людей хотят стать председателями, интриги, комбинации…

Исполнительная власть?

Не понимаю даже кем.

Я заметил, что каждый, кто вдруг начинает интересоваться вашей биографией, с удивлением узнает, что вы были помощником Галины Старовойтовой. Затем каждый из этой новости делает выводы, а некоторые причитают, дескать, будь Галина Васильевна жива, она бы сказала этому…

Говорить от имени человека, которого убили те, которых привело к власти «Яблоко» в 1996 году, безответственным людям очень легко. Я считаю, что никто на свете не может этого делать. В том числе Ольга Васильевна Старовойтова, которая меня очень удивляет своими заявлениями, когда требует поддержать Оксану Дмитриеву, спекулируя на имени Галины Васильевны. После того, как Галину Васильевну убили, к нам приехала Оксана Дмитриева: «Я готова вам помочь». Ничего не помогла. Неделю у нас в офисе просидел ее помощник и потом перед выборами уехал. Это был последний раз, когда я видел Оксану Дмитриеву, которая предлагала помощь. История не знает сослагательного наклонения, но если бы Галину Васильевну не убили, возможно, не было того, что сейчас есть, может быть, и президент был другой. Галина Васильевна, безусловно, либеральный политик, но она еще очень умный человек, и настолько талантливый, что я таких больше не встречал. Никто не мог с ней сравниться.

Сейчас вы занимаете большую должность, может, знаете, кто был заказчиком убийства Галины Старовойтовой.

Могу предполагать. Дело не в одном человеке. Кто хотел убить… Таких людей много у любого яркого политика. Я знаю, что меня хочет убить сто человек. Они мне пишут об этом «ВКонтакте».

Это эмоции.

Сейчас эмоции… Я говорю, хотят убить многие. Вопрос в том, что должна быть такая власть, которая не позволяет этим больным людям, реализовать свой план. Была система, которая позволяла это: выключала свет на улицах, когда киллеры шли, не смогла задержать их вовремя. Благодаря тому, что у нас система КГБ-ФСБ сохранилась, там очень хорошие следователи, они раскрыли это преступление, но они дошли до исполнителей и посредников. Я думаю, что заказчик известен следователям. Я сам много раз был на допросах в ФСБ по этому делу. Насколько я понял, киллеры хотели убить Галину Васильевну у меня в штабе. Я их видел, они закладывали прослушку в электрощитке. Следователи молодцы, что всех наказали, но до верха, видимо, есть какая-то сложность дойти.

То есть заказчик убийства Старовойтовой тесно связан с властью?

Нет. Раньше был связан с власть очень сильно. Но вопрос не в заказчике, а в системе, которая позволила заказчику реализовать преступление. Понятно, что меня можно грохнуть, это легко сделать, я не езжу с охранниками и хожу пешком.

Виталий Валентинович, при всем уважении, ваша смерть, кроме ваших близких и тех, кто вас хорошо знал, никого не тронет, ничего не изменит.

Не изменит. Ну да, месть там… Я говорю о системе. Если бы она была, как сейчас, то Галину Васильевну было сложнее убить. Я думаю, что Галина Васильевна, если бы ее не убили, создала хорошую правоцентристскую партию. Не партию жуликов и воров, как я называю «Союз правых сил», проходимцев вроде Немцова и Хакамады, уничтоживших демократическое движение в нашей стране. А была бы серьезная, хорошая партия, называлась бы она «Демократическая Россия». Наверное, Галина Васильевна добилась бы того, чтобы эта партия была одной из составляющих властных партий. Не было бы одной «Единой России», а было бы несколько партий.