Главное сегодня

12/11/2019 ВСЕ НОВОСТИ
20.01.11 04:25
| Просмотров: 333 |

Павел Лаптев: Икусство должно быть протестным

Роман Бурый

Первый раз я увидел картины Павла Лаптева на концерте Дельфина. Под слова песни «Кокон»: «моя драм-машина чеканит ритм, ты слышишь биение сердец-микросхем» на публику смотрели грустные уроды с дырами. Помню меня тогда очень поразила треш-икона Божья матерь с младенцем. Сибирский самородок из Нижневартовска рисует сюрреалистические картинки с компьютерной обработкой, где представляет современную бездушную матрицу. В работах можно встретить какую-нибудь гигантскую Killer child машину с острой иглой, вонзающейся в ребенка или голого мальчика, который стоит обвязанный веревками. Еще Герберт Маркузе писал о репрессивном характере современной цивиллизации. Человек рождается, его сразу пытаются встроить в систему. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. В XVIII веке Руссо провозгласил эпоху сентиментализма. В современную эпоху все давно ложно, и все над всем смеются. Остается только посмотреть ужасу в глаза.

Паша, скажи, если ли какая-нибудь объединяющая идея твоей выставки, которая прошла в Петербурге?

Объединяющая идея картин -это я. Работаю я дизайнером. Поэтому я должен рисовать, что хотят заказчики. А они, как правило, хотят цветочки и пупсиков. А эта выставка представляет меня. Некоторые просто спрашивают, почему ты такой трешняк рисуешь. А я им говорю, что пупсиков мне хватает на работе. Я рисую некоторые эксперименты. Когда я начинаю работать, я пытаюсь добиться какого-нибудь эффекта. Смотря какая идея стоит за картиной, напугать ли, погрузить в какую-то определенную атмосферу. И от этого зависит и техника. Я хотел показать оригинальные работы и принты. Хотел познакомить людей с искусством, которое видишь не каждый день. По крайней мере, я не видел похожих картин здесь.

Ты изначально рисуешь свои картины на компьютере?

Я владею Photoshop и другими программами. Не могу отказать себе в удовольствии использовать их в обработке. Когда я сканирую, я еще дополнительно их обрабатываю. Все зависит от идеи работы. Исходя из этого я уже выбираю буду ли я это делать в карандаше или гуашью или акрилом или с пременением компа.

Я посмотрел некоторые твои работы и заметил, что ты часто изображаешь своих героев с дырами или у них есть какие-то физические изъяны. Почему ты рисуешь уродов?

Они не просто уроды. Я хочу показать изнанку сущности. Таким же точно уродом может быть и здоровый человек. Я показываю внутреннее состояние, внутреннее уродство человека. Автор не может рисовать что-то отстраненное, - то, что ему не знакомо. Это как понимать язык, которого ты не знаешь. Поэтому любая моя работа -это и отражение автора. Под «уродством» я подразумеваю индивидиуальность, но негативную и темную и, конечно же, скрытую от посторонних глаз, о котором знает только сам носитель. Я и сам «урод».

Да, у тебя не всегда они и выступают как уроды. Есть такая картина, где младенец лежит на тарелке. А в младенце дыра, через которую можно увидеть космос. С другой стороны, на картине видно, что этот младенец пища для какого-нибудь людоеда.

Ну да. Просто это зависит от настроения и идеи. Эти уроды могут быть не такими страшными.

Скажи пару слов о традиции, кто на тебя повлиял. Это явно какой-нибудь Сальвадор Дали.

Да, Дали - кумир детства. На самом деле, я недавно для себя Магритта открыл. Он вроде бы и пораньше, чем Дали был. У меня есть такая картина, где очень много деталей. И смысл в том, что там вроде бы смысла и нет. Но в этом-то фишка! Смысл есть, потому что его нет. Чем меньше смысла, тем больше открывается возможностей для трактовки работы. То есть автор может и не закладывать никакого смысла. Он может дать какие-то намеки, хлебные крошки, как в знаменитой сказке, за которые зритель может цепляться. Все равно любая работа, даже если автор рисует сам себя, все равно, когда зритель смотрит, то видит некое зеркало. Он всегда смотрит через призму своих знаний, моральных убеждений, такое искривленное зеркало получается. Я отношу себя к постмодернизму. Мне нравится игра со смыслами.

Вот ты сказал про постмодернизм, мне сразу вспомнились вопли левых художников. Они говорят все время о борьбе за абсолютную истину.

Они не понимают, что они творят. Нельзя бороться против постмодерна. Если ты борешься против постмодерна, ты становишься частью его и ему помогаешь. В каком-то смысле я не люблю постмодерн и люблю одновременно. Не понятно, как из него выйти, хотя уже всем видно, что перед постмодерном сгущается новая эра, но очертания ее пока не четки. Но пока что эта философия мне ближе всего, когда есть свободная игра со значениями.

В принципе постмодерн был всегда. Возьми какого-нибудь Гомера. Он тоже играл с традицией мифов.

Да, но они не выходили за рамки какого-то стиля. Была, например, академическая живопись, потом появились импрессионисты, которые решили рисовать только свет и тень. Потом были экспрессионисты, дадаисты, сюрреалисты и так далее.

Но что ты называешь классической живописью? Ведь было средневековое искусство, а потом в эпоху ренессанса люди начали обращаться к античности и создавали новые картины в противовес средневековой традиции, почитания Бога и так далее. Это было совершенно другое изображение сакрального, человека, другая техника. И всегда художники использовали и скрытые библейские цитаты и аллюзии.

Согласен, и если так смотреть, то все катится как снежный ком с горы. Каждый новый стиль - он в каком-то смысле отталкивается от старого или противопоставляет себя старому.  Продолжая тему про влияния, могу сказать, что я занимался еще граффити в моем родном городе Нижневартовске.

А что тебе нравилось рисовать в стиле граффити?

Есть несколько подразделений: это 3D, wild style, bubble. Я занимался 3D - рисовал объемные буквы и «кэроков» (персонажи). Это были обычные хип-хоповские персонажи, такие веселые в красовках.

И какой-нибудь слоган к нему: кури, бухай, рожай уродов?

Да! Кстати, была такая работа. Еще было: мы против абортов и какая-то бредовая картинка. Специально для когнетивного диссонанса. Мне по-прежнему интересно граффити. Я постояно захожу на coderedmagazine.com. Пытаюсь за этим следить. Наше граффити отличается от всех остальных. Мы не следуем каким-то канонам. Европейцы больше занимались классикой, а наши делают что-то свое.

А что они свое делают? Похоже они просто копируют то, что нарисовали хипари в нью-йоркском метро.

Нет. Сейчас на самом деле очень много клевых граффитчиков. Я просто не хочу называть их имена, чтобы не дискредитировать. Но думаю из ранних это были Kamar, Worm, 4ub, Basket, Panda, Mar и другие… а из зарубежных это конечно же команда FX Cru.

А как ты относишься к противозаконности данного искусства?

Противозаконно... Но ведь для того оно и делается. Искусство должно быть протестным.Оно должно вызывать какие-то эмоции.Человек должен думать. Он может соглашаться, может нет.

А если человеку захочется нарисовать граффити на Эрмитаже?

Клево! Ну, есть же бомбинг и райтинг. Райтинг делается в легальных местах, как правило. А в бомбинге, как правило, важно не качество рисунка, а сам факт. Но, конечно, у любого человека есть свои внутренние грницы аля «это можно, а это нельзя». Я против репрессий по отношению к художникам. Какое право имеет государство указывать, что мне рисовать, а что нет. Это самовыражение, терапия. Государство думает, что знает, что лучше для их народа, с этого и начинался фашизм. Хотя запрет необходим для людей, иначе не с чем было бы бороться. Сам я не борец. Если все разрешить, станет скучно.

Арт-группа «Война» тоже занимались стрит-артом. Сейчас некоторые участники сидят в СИЗО. Их главная мотивация была в том, что они не хотят закрепощения в галерейных условиях. Что ты думаешь по этому поводу?

Да, галереи убивают искусство. Слово «арт» уже стало таким пошлым. Везде видишь: арт-лавка, арт-галерея. Уже просто тошнит от этого. Нужно придумать новое слово.

То есть ты бы не хотел выставляться где-нибудь в Пушкинской 10 или на Винзаводе?

Почему же, хочу.

Как же тогда быть с твоей позицией, что галереи убивают искусство?

Надо делать такую выставку, чтобы убить галерею.