Главное сегодня

25/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
14.09.10 09:10
| Просмотров: 217 |

Надежда умирает последней

Александр Закондырин

Из разговора с заместителем мэра Москвы.
«Вы правда считаете, что лучше бы управляли городом?» - спрашивает чиновник.
«Да, точно лучше…» - отвечаю я.
«Почему вы в этом так уверены?!» - повышает голос городской начальник.
«Так хуже, чем вы уже нельзя…» - не успеваю договорить я.
Чем закончился разговор – рассказывать не буду, было много нецензурного…

Знаете, в последнее время история с возможной отставкой Юрия Лужкова с поста мэра Москвы смотрится совсем уж нелепо. И дело, конечно, не в том, что эта трагикомедия слегка затянулась и всем давно все понятно: и с эффективностью городского управления, и с качеством профессиональных кадров городской администрации, и с системными ошибками, допущенными «отцами города». Поводов для отставки тоже предостаточно: «Речник», история с Генпланом, затор на Ленинградке, провал городских властей в борьбе со смогом и т.д. Коррупционные скандалы с участием московских чиновников самого высокого ранга стали такими же обычными, как и теракты на Северном Кавказе: вице-мэр Александр Рябинин, экс-префект ЮАО Юрий Буланов, начальник департамента рекламы города Андрей Макаров. Это только наиболее известные случаи, на самом деле их гораздо больше и случаются они не реже, чем раз в месяц.

Складывается устойчивое ощущение, что Лужков забронзовел, также как архитектурные творения его друга Церетели, и ждать в ближайшее время качественных изменений не приходится. Лучшее, на что могут рассчитывать москвичи, это появление в городском руководстве людей со специфическим чувством юмора и запредельным уровнем цинизма, типа Олега Митволя. Неумеренное желание строить, названное психиатрами, «конструктоманией», что угодно и где угодно - от «элитного» жилья с сомнительными качественными характеристиками по 20 тыс долларов за 1 кв м и «чудо эстакад» за 1 млрд долларов, до четвертого транспортного кольца со стоимостью одного километра дороги дороже, чем при строительстве швейцарского коллайдера. Весь этот алчный «идиотизм» вызывает у разумного человека, в условиях полного транспортного коллапса, только одно желание - бежать из этого города. И чем быстрее и дальше, тем лучше.

При этом поведение городской оппозиции тоже не внушает, увы, позитивных ожиданий. Систематическое проведение «дней гнева», «маршей несогласных» само по себе может быть и не плохо, но при этом не носит массового характера, а самое главное не имеет конструктивной повестки дня развития столицы. Может быть, именно поэтому это движение широко не поддерживается горожанами. Каким образом они хотят решить насущные городские проблемы, есть ли у них план реформирования неповоротливой бюрократической машины и в какие сроки стоит ждать изменений в жизни москвичей к лучшему - пока не очень понятно.

Без серьезного системного анализа причинно-следственной связи городских проблем и широкой публичной экспертной дискуссии о приоритетах и ориентирах в развитии Москвы на среднесрочную и долгосрочную перспективу мы не обойдемся. Пожалуй, единственный эксперт на продолжении достаточно продолжительного периода времени излагающий профессиональным, но при этом вполне понятным языком, свой взгляд на развития ключевого направления развития города, как транспортная проблема, является научный руководитель НИИ транспорта Михаил Яковлевич Блинкин. Это вовсе не значит, что в городе больше нет стоящих специалистов, способных дать стратегическое видение и предложить тактический план действий по выходу из системного кризиса, в котором оказался город. Они, конечно, есть, но, к сожалению, либо широко не известны общественности, либо по субъективно-объективным причинам не могут в полной мере выразить свое мнение, находясь в зависимости от городских начальников.

Создание же публичной экспертной площадки под рабочим названием «Москва: 2025» будет полезна, как для будущей городской администрации, которой в любом случае придется «разруливать», сложившуюся в городе ситуацию, так и городской элите, которая будет вынуждена перестроится после, «страшно сказать» ухода (не дай Бог, физиологического) Юрия Лужкова. К тому же сейчас формирование такой структуры не просто вполне реально, а подчеркну жизненно необходимо, учитывая поставленную президентом страны масштабную задачу - сформировать на территории Москвы мировой финансовый центр.

Организационные и финансовые ресурсы, требующиеся для такой работы, найти тоже вполне реально, поскольку личность координатора соответствующей рабочей группы к этому располагает. Александр Волошин хорошо известен экспертной аудитории и обладает серьезным аппаратным опытом и весом в кремлевских кабинетах. Возникающий у многих вопрос – Волошин это новый мэр Москвы? Это не важно. Если это так, то это один из самых не плохих рассматриваемых вариантов: москвич, имеет большой опыт государственной службы, не отличался никогда дурным вкусом и отсутствием системного взгляда на проблему и самое главное, его жена ничего нигде не строит. Если же не бывать Александру Стальевичу московским генерал-губернатором. Значит, как говорят французы, «с'est la vie». По крайней мере, будем надеяться на то, что наработанные предложения пойдут на пользу нашему городу и будущий мэр сочтет за труд их прочитать, прежде принимать решение по застройке очередной городской площади торгово-развлекательным центром или заниматься уничтожением последних, из оставшихся, памятников архитектуры.

В этой связи еще один диалог.
Спрашивают академика Сахарова в 1988 году:
«Андрей Дмитриевич, как вы думаете, можно ли сломать советскую систему?»
Сахаров: «Нет, не думаю».
«А зачем же Вы всем этим занимаетесь?»
Он в ответ: «Я надеюсь».

Я вот тоже надеюсь…