Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
29.11.16 10:40
| Просмотров: 429 |

Государственный проект по борьбе с бессердечием

Дмитрий Курдесов

Несколько лет назад, создавая с коллегами движение «За безопасность», я прибывал в полной уверенности, что в области охраны жизни и здоровья человека знаю все. И знаю самое главное - основные законодательные бреши, которые необходимо немедленно залатать, чтобы сохранить жизни миллионам граждан. Теперь, вспоминая себя тогдашнего, удивляясь, каким я был романтиком и идеалистом.

Дети постоянно в центре нашего внимания. Беспомощные малыши ежесекундно нуждаются в поддержке взрослых, рассчитывают на помощь папы и мамы. Мы, взрослые, желая своим детям исключительно добра и счастья, воспитываем их в гармонии с окружающим миром, учим, как постоять за себя, правильно себя вести как дома, так и на улице.

Заботясь о своих детях, мы уверены, что любой взрослый, окажись, не дай бог, наш малыш в опасной ситуации, обязательно поможет ему, как я или моя жена обязательно протянем руку помощи любому ребенку, нуждающемуся в нашей, пускай сиюминутной заботе.

Я действительно идеалист, потому что до недавнего времени был уверен, что моральные уроды с жетоном кондуктора-контролера на служебной жилетке, выгоняющие детей из транспорта на мороз, потому что ребенок забыл дома деньги, – персонажи из «Красной книги». Но меня охватил самый настоящий ужас, когда я бегло пробежался по главным новостям прошлой недели.

Кратко перескажу три новости, которые, по сути, три эпизода одного дела.

В Саратовской области кондуктор высадил десятилетнего мальчика за просроченный проездной и отобрал карту учащегося, без которой ребенок не смог попасть в школу. Родителям пришлось выкупать карту за 34 рубля.

В Екатеринбурге девятилетнюю девочку выпроводили из автобуса на 30-градусный мороз, потому что у нее не оказалось денег на билет.

В Новосибирске кондуктор на мороз из автобуса выгнал восьмиклассника, у которого не оказалось средств на билет. Мальчик пересел на другой автобус, но его вновь погнали, «карту школьника» в обоих случаях принять отказались. Ребенку пришлось больше километра в 30-градусный мороз и сильный ветер пешком добираться до школы. К счастью, частник на маршрутке вовремя заметил окоченевшего школьника и подвез.

Лишь по одному эпизоду (Екатеринбург) следователи возбудили уголовное дело по статье 238 Уголовного кодекса РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»). В остальных случаях идет проверка.

Три вопиющих случая в разных регионах России. Еще печальней становится на душе, когда разбираешь подробности. В каждом автобусе находились взрослые пассажиры, но никто не вступился за детей, не окрикнул черствого кондуктора, каждый пожалел 17 или 20 рублей – видимо, слишком дорого для одной жизни ребенка.

Три мелочных мерзавца, наделенные маленькой властью, сосредоточенной в клочке бумаги - билете, едва ли не загубили три маленькие жизни. Дети, к счастью, физически здоровы, но их души отравлены равнодушием и бессердечностью взрослых. Надеюсь, что все печальное настоящее быстро вытеснят из памяти счастливое будущее.

Впрочем, отмечу, что самоуправство кондукторов будоражит не только провинцию, но вполне прижилось в столице. Только представьте: в Москве контролеры изымают социальные карты у детей из многодетных семей, обосновывая свои противоправные действия, отсутствием у ребенка паспорта (!) и права на льготу. И в колокола бьет не пресса или мы, общественники, а уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова. Но безрезультатно.

Самый главный вопрос, который я каждый раз задаю себе, расследуя или знакомясь с различными криминальными случаями: как сделать так, чтобы в будущем исключить ошибок прошлого? Ведь все три кондуктора были законодательно правы. Формально ребенок старше семи лет такой же пассажир, как все остальные, значит должен оплатить проезд или покинуть автобус. Получается, надо менять закон? Не думаю.

Безусловно, проще некуда, как взять и изменить существующие правила. Посмотреть, приживутся ли новые, а если нет, поменять и их. Но если мы хотим, чтобы кондукторы больше не выбрасывали детей из автобусов на мороз, следует не просто запретить им это делать, а создать условия, при которых, кондуктор априори не сможет указать школьнику на выход.

Говоря конкретно, предлагаю в число приоритетных проектов добавить проект «Безопасное детство». И в рамках этого проекта избавить всех российских детей от уплаты проезда в муниципальном транспорте. Конечно, я прекрасно понимаю, что для реализации только этой части проекта необходимы миллиарды рублей, но я уверен, что в России они есть, и на детях – своем будущем – экономить категорически нельзя.

Или более радикально, но, на мой взгляд, более существенное предложение: исключить из жизни малолетних и несовершеннолетних до 14 лет деньги. Проезд до школы и обратно, завтраки и обеды в школе должны быть бесплатными. На первый взгляд сугубо экономический момент, однако, закроет, в том числе, проблему школьных поборов (старшеклассниками у учащихся младших классов), которые остаются в тени.

И немаловажное. Вчера нашему земляку академику Дмитрию Лихачеву исполнилось бы сто десять лет. Я часто перечитываю книги Дмитрия Сергеевича и рассуждаю над его словами. Однажды Лихачев сказал: «Забота скрепляет отношения между людьми». И мне нечего добавить. Без заботы друг о друге нет общества, пропадает выстраданное годами и кровью согласие, начинается медленное разрушение страны. Разве мы этого хотим?