Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
25.05.15 00:15
| Просмотров: 403 |

По следам Книжного салона

Павел Смоляк

В прошлом году только ленивый не повторял очевидное даже ребенку: Михайловский манеж не самое лучшее место для Книжного салона. Людская толкучка, стенды, словно пивные ларьки, издатели намерено перекрикивают друг друга и минимум книг на прилавках. Спрашивается: зачем все это?

Протискиваясь среди петербуржцев, кивая на ходу знакомым, на несколько секунд остановился возле стенда Союза литераторов Петербурга. Есть такая общественная организация в городе. Тоненькие книжки, неизвестные авторы – все, как пить дать, питерские литераторы. Над книжками тенью навалились два тучных дяденьки, веселые, выпили, наверное, с утра – праздник же. И третий с ними человечек, тоже литератор, - плотная пенсионерка с холодным глазами.

Грустно стало. Пошел дальше.

Большой стенд республики Беларусь литературой не баловал. Братья-белорусы читают русские книги. Из собственного производства – путеводители по всем городам независимой республики. Книгами в Белоруссии занимается Министерство информации. Подумал, как в России. В нашем государстве книги – тоже не культура, а бумага. Поэтому курирует книжную отрасль Агентство по печати, подчиненное Министерству связи.

Еще шире стенд правительства Петербурга. За стеклянными витринами дорогие фолианты. На одной половине государственного участка дети за круглым белым столом рисуют литературных персонажей, на другой – пожилой мужчина наглядно демонстрирует, как печатались самые первые книги. Изредка вещали писатели-фантасты. Их почему-то определили в главные певцы правительственного стенда.

Единственная презентация – новая книга главы Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова «Путешествие в Марокко с Анастасом Микояном». Господин Чуров писатель известный, без всякой иронии пишу. Его книги о путешествиях впервые изданы в девяностые годы и до сих пор популярны среди детей.

Искал стенды любимых «толстяков». Расстроился, не найдя «Звезду» и «Неву». Зато от скромного стенда журнала «Аврора» тянуло безнадегой и ненавистью. Я хотел было приобрести журнал, но девушка за прилавком заломила цену - почти в два раза выше, чем в обычном ларьке печати.

Сказал «спасибо» и пошел дальше, раздумывая: для кого петербургские власти за счет городской казны каждый год устраивают Книжный салон?

Точно знаю не для писателей – участие в Салоне никак не сказывается на продажах и известности. И не для читателей – отсутствие книжных новинок и заоблачные магазинные цены на все товары. Для галочки?

В этом году (и впервые) о Книжном салоне на заседании Смольного докладывал писатель Николай Стариков. Писатель Стариков личность сомнительная. Вдобавок ко всему он еще лидер партии, публицист и мелькает на российских телеэкранах, заявляя в пылу дискуссии, что пакта Молотова – Риббентропа не существовало.

То есть с идеологией Книжного салона, посвященного 70-летию Победы, изначально все было очевидно. Головы питерских интеллектуалов спасло, как обычно, безразличие к Салону городских чиновников. Выполнив ритуальные действа, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и глава Российского книжного союза Сергей Степашин, обойдя несколько стендов, Салон покинули.

Потому что главный гость Салона должен был явиться во второй день. «Тридцать процентов, что Жора будет», - накануне предупредила девочка из дирекции. Привыкшие ждать журналисты терпели и надеялись задать пару вопросов Жерару Депардье, заранее набившись в тесный шатер. Актер, выпустивший в этом году скандальную автобиографию, свои планы не скрывал. Любой мог зайти на сайт Каннского кинофестиваля и убедиться: наш Жерар там, на малой родине, однако в Петербурге его настойчиво ожидали на презентации книги о французской кухне.

Любителей кулинарии пришлось развлекать Юлии Высоцкой. Недешевые книги актрисы уходили, как горячие пирожки. В кофейне напротив скучал молодой писатель Михаил Самарский и, показалось мне, студент воображал, что будет время, и очередь к Высоцкой станет очередью за его книгами.

Большинство посетителей Салона собрались возле Дома радио. На Малой Садовой улице в первый и второй день, пока располагала погода, развернулся мобильный тир. Испытать себя в нелегком деле стремились в основном девушки. Под присмотром опытного инструктора они стреляли по маленьким мишеням – не книжкам, иногда попадали в цель. Мужчины гадко улыбались.

По сравнению с прошлыми годами Книжный салон в Петербурге на порядок вырос. Возможно, способствовал тому Год Литературы, пролетающий по России черной невидимой тенью. Вот и получилось: «двойку» не поставишь - мало, а до «тройки» работать и работать.