Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
21.04.15 13:50
| Просмотров: 505 |

Зачем я это смотрю?!

Павел Смоляк

Спрашиваю себя: «Зачем я это смотрю?!» и продолжаю тупить в экран телевизора. В душевной битве добра и зла неизменно и с большим преимуществом побеждает любопытство.

Второй год на центральных телеканалах страны ежедневно нет отбоя от политических ток-шоу. Тон задает «Первый канал». Днем идет «Время покажет», вечером «Структура момента», «Политика», ночью вновь «Время покажет» - двух часовое шоу с пижоном Петром Толстым.

Темы меняется редко и исключительно ради обмана. Вздохнешь, бывало, решишь, что – ура! победа! – вздумали поговорить про пенсии и ЖКХ. А приглашенные эксперты пару слов скажут и, окончательно отыскав соответствующий моменту образ, начнут по «делу»: на Украине хуже.

Как год назад было. О чем не зашел бы разговор в хорошей компании, по итогам обязательно решали: Крым – наш или нет? Спорили долго, и, кажется, каждый остался при своем мнении, да и тема быстро потеряла актуальность.

На телевидении же не могут наговориться. Ладно бы передачи отличались хотя бы героями, ан нет, везде одни и те же лица. Лишь изредка новый «эксперт» - звезда вроде Иосифа Кобзона, новый мальчик-либерал для коллективного унижения и порицания или женщина со слезами на глазах, которая только что (в пятой передаче за неделю) приехала из Донецка.

За полтора года каждый житель России выучил имена украинских политиков и политологов. Из эфира передачи Владимира Соловьева, думаю, многие узнали о существовании украинского писателя и журналиста Олеся Бузины, расстрелянного на прошлой неделе в Киеве.

Бузина живо участвовал в российских политических шоу, специально прилетал из украинской столицы, подчеркивая свое место жительство. Его любили на российском телевидении за человечность. Предлагали остаться в Москве. Бузина отличался от других «экспертов» с Украины, коих подбирали по степени отвращения – с противными лицами мужиков или толстыми ягодицами женщин. 

Олесь Бузина не был политологом, депутатом (не выбрали). Он повторял: «Я писатель» и при содействии московских обожателей вбрасывал в «русский мир» тривиальную мыслишку: не новый ли Толстой явился нам?

Не перестаю думать, что Олесь Бузина, возможно, был бы жив, если бы чересчур активно не выступал на российском телевидении. В его речах не звучало особой крамолы на «украинскую хунту», выступая против всех сторон в конфликте, конкретно за мир, Бузина, казалось, больше переживал за Донбасс, потому что на Украине «президент п***рас» (цитата).

Стоп-листы на российском телевидении, в существовании которых не единожды признавался Владимир Познер, приводят к парадоксальным, я бы сказал, диким ситуациям. Например, на следующий день после убийства Бориса Немцова, господин Норкин позвал в студию настоящих «друзей» Бориса Ефимовича – Владимира Жириновского и «единоросса» Железняка, потому что Илью Яшина или Михаила Касьянова, которые работали с политиком последние годы, на телевидение пускать нельзя.

Правда, от цензуры на телевидении есть небольшая польза. По политическим ток-шоу «Первого канала», «России 1» и НТВ можно судить о рейтингах поддержки населения оппозиционных лидеров. Если оппозиционера позвали в «телевизор», значит его рейтинг ниже плинтуса. Помелькает, пробормочет, всем все равно. Другое дело политики, которых слушают.

Почти никогда в передачах Соловьева или Толстого не появляется Григорий Явлинский. Григорий Алексеевич очень обаятельный политик. Еще во времена «Свободы слова» Савика Шустера кривая предпочтений зрителей неизменно шла вверх и только вверх, стоило заговорить лидеру «Яблока».

Табу на Михаила Касьянова и Алексея Навального, в этой же компании Геннадий Гудков, который пять лет назад не вылезал из «ящика» и, по слухам, очень сильно переживал отлучение от эфира. С удовольствием стали приглашать Эдуарда Лимонова, и сразу выяснилось, что старикан за время опалы отвык от шоу и с зубрами вроде Жириновского и Никонова дискутировать не готов.

Извечные мальчики для битья – либералы Борис Надеждин и Леонид Гозман. Борису Борисовичу, как мне кажется, много не надо. Зовут что-то сказать – и на том спасибо. У господина Гозмана, вдумчивого миллионера, все наоборот.

Он старается держать марку, доказывает, приводит аргументы, но тень приятелей Гайдара и Чубайса накрывает его с макушкой, - говори, мол, говори, но за приватизацию ответишь. Не верится, что Леонид Яковлевич наивный парень, как-никак кандидата психологических наук, диагноз поставить может, только каждую передачу зачем-то с отважностью Данко продолжает рвать рубаху возле сердца. Жалко мне Гозмана, правда-правда, по-человечески, ведь иногда здравые вещи пытается сказать.

Политические ток-шоу перестали удивлять и становятся опасными. Я сам чувствую воздействие «списков» и «вечеров» на сознание. Пропадает ясность ума, везде мерещатся чужие голоса. Совсем недавно приснился сон, точно стою за барьером в передаче Владимира Соловьева. Молчу, потому что меня не замечают, и под конец выпуска предлагают высказаться, а я глотаю воздух, все так внезапно, и рассеяно выплевываю скопившееся за два часа безумство. Настоящий кошмар.