Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
03.04.15 15:35
| Просмотров: 310 |

К вопросу о региональных партиях

Павел Смоляк

Что же такое получается: политики, преданные своему городу, области или республике, лишены возможности без федерального центра участвовать в региональной политике. Нонсенс.

Не отъезжая далеко в историю, мало ли что там было в начале девяностых, обрисуем положение дел сегодня. В России худо-бедно проходят выборы в Государственную Думу, законодательные собрания и муниципальные советы. Честно и свободно ли? – вопрос риторический, не требующий ответа, и так ведь все ясно: нет, конечно.

Но, играя по заранее некрасивым и лицемерным правилам, иногда и вопреки всему нависшему над Россией злу у сил добра получается выборы выиграть и изрядно «напакостничать» партии власти или ее сателлитам. Тренд минувшей пятилетки: известные в девяностые годы прошлого века федеральные политики (топ10, не меньше) баллотируются в региональные депутаты. Не без успеха для себя лично, и что совсем радует – горожан.

Примеры последних трех лет – работа Григория Явлинского в Законодательном Собрании Петербурга и Бориса Немцова в Ярославской областной Думе. Оба бывших вице-премьера России на личном примере показали и доказали, что «маленькой» работы не бывает. В «ссылке» они столь же ярко работали и, в частности, Явлинский работает, как в лихие годы в Государственной Думе или правительстве.

Хотя в отличие от Явлинского покойный Немцов сразу после победы в Ярославле закрепился в регионе, приобретя небольшую квартиру, и активно участвовал в работе парламента. Как итог его работы – отставки проворовавшихся чиновников области. Лидер «Яблока» предпочитает вахтовый метод работы. Наездами, так сказать.

Понятно, что при нормальной политической системе ни Петербурга, ни Ярославль никогда не увидели в своих парламентах Явлинского и Немцова. Их место в Москве – в Государственной Думе или правительстве. В регионах – в слове «регион» нет ничего унизительного – должны расти и работать местные кадры, которые хорошо разбираются в здешней специфике и ходят по одним дорогом.

В коридорах как федеральной, так и региональной власти большие чиновники часто почти слезливо повторяют, что страна и город испытывают страшный кадровый голод. Доказательство тому постоянная кадровая чехарда в петербургском правительстве, длящаяся уже четвертый год.

Некоторые петербургские Комитеты скучают без руководителей месяцами. Характерные примеры – Комитет по культуре или Комитет по молодежной политике. В последнем ведомстве руководитель отсутствует с осени 2014 года. Сегодня – весна 2015 года и всего пять месяцев до новой осени.

Думаю, в других регионах положение дел с кадрами не лучше.

Что правда, то правда: Петербург может похвастаться большим количество гражданских (общественных) активистов, каждому из которых дорог его город, порой конкретный район и даже квартал. Не каждый из «патриотов земли» готов и хочет вписываться в федеральную повестку дня. Имейте совесть, говорят они, какая война на юге-востоке Украины, у нас в поселке, где до финской границы, считай до Европы, рукой падать, в XXI веке водопровода и газа нет.

Когда умники с экрана телевизора твердят «начни с себя», эти ребята начинают, но быстро сгорают, выполнив отведенную себе работу. Вкрутили лампочку в подъезде – и хватит, а чтобы наладить систему, грубо говоря, найти причину, почему лампочки не горят – жалуются: один в поле не воин.

Или оставаясь авторами одного дела, такие активисты сначала увлеченно занимаются проблемой, потом, когда понимают, что достигли потолка, превращаются в вечных «экспертов» или городских сумасшедших, бегающим по уличным акциям маний велодорожек для собак.

С другой стороны, в нашем городе, если его брать за пример, сложилась парадоксальная ситуация. Несколько влиятельных политиков, депутатов Законодательного Собрания, представляющих разные партии и имеющих общий взгляд на решение городских проблем, общероссийские проблемы оставим за скобками, могут в скором времени не оказаться в петербургском парламенте. И это не только их личная забота.

Полагаю, что такие депутаты как Максим Резник, Вячеслав Нотяг, Ольга Галкина, Ирина Комолова и Сергей Трохманенко представляют в региональном парламенте сотни тысяч петербуржцев, возможно, миллион горожан. Поддержка избирателей, однако, никак не влияет на выдвижение политиков в следующий состав Законодательного Собрания. Сегодня, таков закон, только политические партии могут выдвинуть кандидатов в депутаты, а выше названные мной парламентарии из-за различных конфликтов с федеральным центром лишены партийной поддержки. Получается, они не за «Справедливую Россию», «Яблоко» и КПРФ, они – за Петербург, но так нельзя.

После либерализации закона о политических партиях в 2012 году в России появилось множество партий, девяносто процентов из которых существуют лишь на бумаге. Чтобы избежать повторения ситуации на уровне субъектов Федерации, необходимо – внимание! - ужесточить закон, который только повысит авторитет зарегистрированных партий. При этом исключить все мнимые придирки Министерства юстиции.

Важное условие для регистрации – в региональной партии должно состоять не мене 400 человек. Членом партии не может быть человек – а) не достигший совершеннолетия и б) не проживающий в регионе постоянно последние 15 лет (не делать исключения для военных). Региональные партии должны чем-то напоминать местечковые объединения, сконцентрированные исключительно на решении локальных проблем.

Региональным партиям необходимо представать право наравне с федеральными структурами в лице их региональных отделений выдвигать кандидатов в депутаты регионального и муниципального уровней, а также кандидатов в губернаторы, запретив при этом участвовать в федеральных выборах, в том числе по мажоритарным округам, и в выборах в других регионах.

Для введения в России института региональных партий требуется исключительно политическая воля президента, которому, тут следует быть честными перед собой, наличие сильных партийных объединений на местах решительно невыгодно, так как региональные партии нарушают выстроенную вертикаль, где все, в том числе политические партии, замыкается на Кремль. Впрочем, надо верить в лучшее.