Главное сегодня

13/11/2019 ВСЕ НОВОСТИ
07.08.13 16:20
| Просмотров: 463 |

Не надо воровать, все почти бесплатно

Павел Смоляк

Лет пять назад один популярный в Петербурге доктор, заодно телеведущий, рекомендовал мне заняться юридической практикой и сделать упор на авторском праве. «Павел, вы заработаете кучу денег. Самое перспективное направление», - сказал он. Доктор был прав. Если не на все сто процентов, то близко к этому. Только его совету я не последовал.

Частенько наивные люди – я слышал подобное из уст музыканта группы «Машина времени» (дядька – издатель с тридцатилетним стажем) - полагают, что человек в обычной жизни не украдет пирожок с прилавка, зато с удовольствием закачает себе в плеер ворованную (пиратскую) музыку. Такая диалектика. Ну, допустим, отвечаю я, человек с радостью пирожок спер, просто 0о нет возможности – продавщица нацелила два глаза и следит, да и попасться на воровстве пирожка – стыдно. Если воровать – то, как минимум, целый лес или всю нефть, подсказывает пресса. Беда, однако, в следующем: большинство не видит преступления, воруя музыку, кино, книги и прочее похожее в интернете.

Казалось бы, воровать – нельзя, простая истина, но с каждым годом наращивает мышцы политическая сила, предлагающая законодательно признать воровство нормой. Так называемые «пираты» выступают за свободное распространение чужого труда. У ребят довольно много последователей. Эти товарищи, кажется мне, никогда ничего не создавали, только потребляли. Им без разницы, сколько усилий приложил автор, сочиняя книгу, музыку или создавая кино. Они, сторонники воровства, считают, что талант, усердие даются также просто, как нажат на кнопку «мышки» и сделать один клик. Отнюдь.

Бывали случаи, давно, когда с пиратами можно было согласиться. Диски с музыкой и фильмами, книги, компьютерные игры стоили огромных, неподъемных денег. Ясное дело, что ничего не должно быть бесплатно, но никто не отменял правила разумной цены. Разумеется, при виде диска за 300 или 500 рублей обычный человек подключался к интернету и качал. С тех пор производитель поумнел. Наконец-то появился iTunes, где можно за 15-19 рублей скачать любую песню. Или за 50-300 рублей приобрести (или арендовать) фильм в HD-качестве. Книги также упали в цене. Для тех, кто не может заплатить 400 рублей, продаются экземпляры в мягкой обложке за 100 рублей или электронные копии (перед покупкой можно бесплатно прочесть главу или две).

Производитель идет на встречу, а толку. Взять и не заплатить (украсть) становится привычкой, иногда политическим жестом. Скорее всего, пора звать психологов, чтобы они сказали свое веское слово, объяснили, почему человек, имеющий в кармане сотню-другую, готов с ней расстаться в ближайшем кафе, жадничает заплатить 15 рублей за новый трек любимой группы. Обычный циничный подход? Зачем платить, если можно взять бесплатно? А между тем, пиратство прогрессирует. Вместо того чтобы платить за стоянку, обеспеченные москвичи прикрывают бумажками номера на своих «Бентли» и «Феррари», потому что жалко заплатить 50 рублей. Вдобавок слышал о специальных курсах, где лекторы учат всех желающих, как жить и не за что не платить.

Есть несколько авторов, которые не против пиратства. «Если мою книгу украли и выложили в сеть пираты, значит я популярный автор», - типичные слова пособников ворья, причем этих товарищей не смущают, что обворовывают их. Конечно, тут ситуация двоякая. Пришел к издателю, сдал книжку, договорился на гонорар и гуляй, ведь на проценты соглашаются только лохи. Чаше всего эти авторы живут на другие деньги. Или вариант: самому выложить книгу в интернете и надеяться на сознание соотечественников, предложив им скачать новый бестселлер и заплатить, кто сколько может. Некоторые популярные музыканты пошли на эксперимент, похвастаться нечем. В США система работает. Тетенька из Канады, написавшая «50 оттенков серого», чудесным образом, выкладывая главы в интернет, стала богатой и знаменитой. Эх, мы – не Америка.

Журналисты любят считать, сколько тот или иной фильм скачали нелегально, и сколько, соответственно, потеряла продюсерская компания. Иногда – миллионы долларов. Помню, фильм Авдотьи Смирновой «Кококо» долго не выходил на DVD, все в ожидании молчали. Вот долгожданный диск появился в магазинах, никто не поспешил протянуть деньги продавцу, настоящая «премьера» случались на нелегальных сайтах, где вполне себе интеллигентные ребятки (в фильмах Смирновой, кстати, интеллигенция кино не смотрит, а изредка пьет) жали «скачать». Счетчик крутился, словно бешеный. Пока писал, вспомнил еще один случай со Смирновой и ее картиной. Агентство РИА «Новости» устроило бесплатный показ «Кококо» в Москве. Зал, рассчитанный человек на пятьсот, оказался забит полностью. Фильм одновременно с этим шел в кинотеатрах страны, дай бог, четверть мест занята.

Музыканты не пропадут. У них есть концерты, на которых, по слухам, они зарабатывают основную часть средств, частные выступления на party «Газпрома» или схожих коммерческих структур. Киношники выживут. Как показывает российская действительность, только не умничай, делай дешево, посредственно и чтоб обычного человека рвало. Вот секрет успеха, пиратам останется наживаться на умном кино, оно все равно не зарабатывает само. А как быть писателям? Им тоже колесить по стране и миру, рассказывать о книгах? Ну да, выходит так. Тем более, многие наши литературные знаменитости так поступают, только пока они молоды, позволяет здоровье. Это ж с первого взгляда кажется, что сесть за стол, взять карандаш и пиши себе, извергая новую классику. В жизни все печальней. Писатель созревает, когда половина жизни позади.

От пиратства в итоге пострадает зритель, читатель, слушатель. Возьмет писатель и бросит писать, уйдет тупо зарабатывать деньги. Жалуются критики, мол, нет русского романа. Откуда ему взяться, когда писателя заняты собственным выживанием. Музыканты начнут выступать перед теми, кто даст больше бабла. В кино, как я писал, будут сплошные ржаки и Гарики. Наверное, кому-то понравится и уже нравится жить в этом увлекательном, полным красок мире. Но, быть может, подумаем о других и просто пожелаем друг другу: не воруй!