Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
03.07.13 03:45
| Просмотров: 344 |

Проповедник Немцов

Павел Смоляк

На прошлой неделе в Петербурге гостил бывший вице-премьер Борис Немцов. Я не раз говорил, Борис выгодно отличается от своих товарищей, и дружба с Чубайсом, архитектором грабительской приватизации, отходит на второй план. Ведь Немцов занимается самым главным в стране – просвещением.

Он не работает учителем в школе или преподавателем в вузе – хотя из Бориса вышел б прекрасный, любимый студентами преподаватель физики или обществознания. Человека с его опытом, связями пригодится в любой отрасли. Отрадно, имея возможность мягко пировать – пример тому бывшие коллеги по «Союзу правых сил» Кириенко и Чубайс, - Немцов, что принципиально, на свои деньги колесит по стране и презентует собственные политические доклады – «весточки правды», обнажая тем самым сущность власти, ее мерзкие ценности, дела, которые решительно расходятся со словами о заботе граждан.

Странно, но пример Немцова не заразителен. Устроить митинг, провести круглый стол – пожалуйста, но посвятить несколько недель исследованию, покорпеть над материалами, коими заполонен интернет, и составить цельный текст - большой труд. В Петербурге однажды предприняли попытку выпустить «экспертный доклад», громкая инициатива провалилась. Доклад, якобы напечатанный тиражом два миллиона экземпляров (!), исчез в неизвестном направлении. Скорее всего, никакого доклада не было. С тех пор ничего не изменилось.

Немцов посоветовал петербуржцам, оппозиционно настроенной интеллигенции, среди которой много журналистов и людей, любящих дискутировать во внутренних рассылках рулонами слов, написать доклад о строительстве стадиона для «Зенита». Питерцы послушно вняли и забыли, стоило Немцову покинуть тревожный бар. Позже, прогуливаясь с Борисом по Дворцовой площади, вспоминая революционные события столетней давности, Немцов сказал: «Я заметил, вас совсем не интересует дача Якунина, Олимпиада». Я кивнул. Все так. Когда в Москве бушевал 150-тысячный митинг, в бывшем Ленинграде еле-еле собрались 10 тысяч несогласных, и то переругались между собой.

Мне нравилось смотреть: доклад Немцова о сочинской Олимпиаде почти вырывали из рук, простые тетки просили у бывшего министра автограф. Замечательно! Немцова помнят. Вдобавок Борис притягивает людей: все-таки в девяностые любой политик – телезвезда. Как хорошо было бы, думаю, если доклад Немцова в центре Петербурга раздавала Ксения Собчак. Когда Ксюше было 12 лет, губернатор Немцов катал дочку мэра-демократа на санках по чистому швейцарскому снегу. От детского хохота дрожали горы, высокие мужи, съехавшиеся на форум в Давос, останавливались и смотрели на русских либералов. Нас объединяет прошлое, настоящее и будущее.

Помню, к просвещению вслед за мной призывал добрый приятель Михаил Касьянов. Кажется, вместе с Владимиром Рыжковым и Немцовым он подписал какой-то доклад. И вновь доклад презентовал Немцов, где-то в регионах слонялся Володя. Не знаю, узнают ли Касьянова на улице, но он сам по себе дядя колоритный, мог запросто встать посередине улицы, люди сами, словно ручейки ключевой воды, потекли к нему. Отнюдь. За всех отдувается Борис.

Я из тех, для кого Олимпиада – нечто из другой реальности. Вообще, олимпийские игры провести в постсоветской России мечтал первый мэр Петербурга Анатолий Собчак, Путин прибывал у него в замах. Собчак, как бы его не ругали тогда и сегодня, к заветной цели шел решительным шагом, только прямо. И будь второй мэрский срок – сегодня Олимпиада была в Питере.

Владимир Путин – это заметно, кто хоть чуть-чуть жил в Петербурге – претворяет в жизнь заветы первого и главного политического учителя. Разница в подходах. Собчак предпочитал ювелирную работу, долгую, кропотливую. Действующий президент, помня, как мэр лихо лишился власти, действует топором, сузив круг общения до лакеев, сократив тем самым интеллектуальную составляющую своей команды. 

Олимпиада для Путина – из далекого «детства». Он успел с Собчаком реализовать в Петербурге «Игры доброй воли», в народе окрестили «Игры доброго Толи». Сегодня о громогласном спортивном турнире, ставшему трамплином для развития всего российского спорта, помнят единицы, и то, как мне кажется, со знаком «минус», ибо воровали.

Воровством никого не удивишь. В России. Наверное, поэтому петербуржцы, народ пуганный и много знающий, сквозь пальцы смотрят на громадные стройки в городе и вне его. Воровство, в каких бы масштабах оно не было, без политической воли, хозяйского крика и контроля не прекратить.

Счетная палата выявила многочисленные нарушения при строительстве объектов в Сочи. И что? Доклады аудиторов засекретили. А на бытовом уровне гуляет беспредел. Рабочим не платят честно заработанные копейки. Стоит высунуться, потребовать свое, прошедшие суровую переаттестацию полицейские изобьют, и чтобы наверняка – лом в задний проход. Я спросил Немцова: «Зачем они это делают, издевается над человеком?». «Потому что ничего не боятся», - ответил Борис.

На самом деле очень боятся. Силой, конечно, можно многое решить, но слова бьют сильнее, наотмашь. Помню, с какими проблемами сталкивали оппозиционеры, когда пытались распространить доклад о «дачах Путина», о коррупции – сплошные палки в колеса, многонедельные проверки на экстремизм. С докладом об Олимпиаде кардинально иная история. Полицейские мирно попивают минералку и смотрят, как Немцов раздает доклад петербуржцам. У них в мыслях нет подойти, поинтересоваться, для профилактики проверить документы или кого-нибудь задержать, ведь налицо «массовое присутствие граждан». Есть распоряжение не привлекать внимание граждан и прессы. В официальном представлении никакого доклада нет.

В мире, рассказал Немцов, о его докладе говорят на центральных канала, выходят огромные статьи в самых читаемых газетах и журналах. Слово «бойкот» звучит все чаще. Но никакого бойкота не будет. Очевидно же. Бойкот – трагедия для большинства спортсменов, для которых олимпийский турнир раз в четыре года – единственный шанс проявить себя, доказать невозможное.

Доклад Бориса Немцова и Леонида Мартынюка об экономической стороне Олимпиады. Очень далекой от нас всех. Меня больше тревожит подготовка наших спортсменов. Быть может, кровь из носу нужен другой доклад, рассказывающий, как по всей стране уничтожили спорт, как великие (тут без пафоса) и так любимые журанлистами во время Олимпиады спортсмены и их тренеры отказывают себе во всем, попрошайничают у чиновников и вынуждены соглашаться на «Танцы со звездами», чтоб купить новые коньки. Продолжать можно бесконечно.

Несколько лет назад мне повезло быть за одним столом с олимпийской чемпионкой. Я спросил у нее, какой ценой ей обошлась золотая медаль. Пожилая дама выпила водки (все пили), потом сказала: «Пожертвовала всем». У нее не было детства, юности, молодости. У нее есть взрослый сын, которого она не помнит маленьким. Сегодня чиновники зовут ее в качестве «свадебного генерала». Вся слава.

Совсем недавно экономист и бывший директор образовательного фонда Михаила Ходорковского погибающая на глазах Ирина Ясина рассказала историю. Проректора одно из крупнейших вузов страны выгнали (ушли) после организации им встречи студентов с культурологом Ириной Прохоровой. Сослались, дескать, политика, - брат Ирины, Михаил, миллиардер и лидер партии. 

И что из этого? По-честному, об этом не любят говорить вслух, прослойка важных чиновников (читай – власть) страшится знаний, образованной челяди. Поэтому Борис Немцов сегодня рискует больше всех. Он не идет под дубинки ОМОНа и не призывает к революции, заискивая с ребятами с «Русского марша». Его миссия в другом. Немцов доносит до народа правду, заставляет (или призывает) думать, пополняя голову (утрирую тут, конечно) не только фамилиями участников «Дома -2», но именами воров (как можно догадаться, их лица каждый день на TV), которые грабят казну, то есть каждого из нас, и тех, кто еще не родился.