Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
19.08.11 13:10
| Просмотров: 444 |

Кому продаться?

Валерий Федотов

13 июля закончился набор предложений по децентрализации власти, которые можно было адресовать Минрегионразвития, а также специальной группе во главе с полпредами Дмитрием Козаком и Александром Хлопониным. Для забывчивых, суть отношений между центром и регионами до административной реформы 2001-2006 годов, автором которой был тот же Козак, сводилась к безадресной, то есть хаотичной раздаче денег, по принципу – богатым меньше, бедным – больше. И регион поступал с ними по своему усмотрению. Так откупаются от назойливых и слишком любопытных.

По мере строительства властной вертикали, во время нулевых, дотации заменили на субвенции, которые стали выдавать по линии конкретных министерств под определенные программы. Система получилась громоздкая и неэффективная, зато в руках у министерств оказался пульт управления регионами. Субвенция стала платой за лояльность и вхождение в вертикаль. Время ультиматумов центру закончилось. Татарстан, например, быстро забыл идею приватизации своей части железной дороги – чтобы за проезд из центра в республику взимать свой дорожный налог.

Сегодня Президент возвращает нас к идее децентрализации. Закономерно возникают вопросы. Что из этого получится? Нужна ли регионам финансовая свобода? Должна ли быть между регионами конкуренция? И как скажется децентрализация на управляемости страной?

Известно, что наши регионы, как и наши люди, заражены вирусом иждивенчества. Они знают, что не мытьtем, так катанием получат свои деньги. Поэтому не только муниципалы, но не редко и региональные власти, не особенно задумываются по поводу поиска собственных денег – всё равно центр не даст умереть с голоду. За «халяву», правда, приходится платить отсутствием политических полномочий на фоне огромного количества неполитических обязанностей – от организации мер по противодействию терроризму до рекрутирования добровольной пожарной охраны. Это, чтобы вы понимали, касается ВСЕХ населенных пунктов и Москвы, и Владивостока и деревни Гадюкино. Хорошо, что армию наши муниципалы пока не обязаны создавать и содержать. И денег из бюджета на эти неполитические обязанности (их больше 180 для уровня местной власти, у регионалов обязанностей больше) не выделяются. Ищите сами. Или просите лучше. И не забудьте отчитаться в любом случае.

С другой стороны, реформа не отменяет необходимости сохранения и пополнения «федерального общака», чтобы регионы не забывали делиться: в противном случае богатые будут становиться богаче, а бедные – беднее. То есть, добровольно Югра вряд ли поможет Ингушетии.

Вопрос распределения денег вообще здесь самый болезненный. Давать по принципу лояльности – усиливать межрегиональную нетерпимость, оставлять на земле все, что заработал – обрекать лишенные ресурсов области на вымирание. Плюс не стоит сбрасывать со счетов недобросовестность многих муниципалов. Мы как-то привыкли считать их обиженными, бедными и несчастными. Между тем регионы и врут и воруют. Дают неправильную информацию, завышают цифры в одном месте, занижают в другом. Недостроенный дом выдается за введенный в эксплуатацию. Крыши оказываются отремонтированными на бумаге. Ну и так далее. Мэр городка боится нагоняя за свою карьеру, в итоге страдают жители – федералы выделяют деньги и вписывают в программы на основе данных снизу. Ложные данные – неправильно отсчитанные деньги. При этом не мэр виноват, а «центр денег не дал». Мы же приучены муниципалов не замечать (жалеть, см. выше), а они рады быть незамеченными с точки зрения ответственности.

В общем, полпредам придется сильно попотеть, чтобы децентрализация не превратилась в парад суверенитетов с одной стороны и «хвост виляет собакой» с другой. ОНФ вам в помощь. Я серьезно.