Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
05.07.11 17:40
| Просмотров: 280 |

Личное давно публичное

Павел Смоляк

Сами того не замечая, миллионы жителей моей страны личную жизнь превратили в публичную. Когда кто-то – мужчина или женщина – вопят: «Не лезьте ко мне в постель!» и одновременно с этим отмечают себя на фотографиях в Facebook, я начинаю смеяться, продляя себе жизнь. Миллионы продолжают заполнять скучные анкеты, усердно выписывая и через месяц дополняя любимые фильмы, книжки, артистов, музыку, телепередачи, даже пытаются шутить, оставляя в графе «телефон» не номер, а название производителя аппарата, и прочее, например, объясняя пятью словами «о себе».

Мне повезло, что прогресс ворвался в мое детство и юность ровно настолько, насколько я этого хочу. Мне нравится, что в мои школьные годы не существовало социальных сетей, мобильников (связь была безумно дорогой) и фотокамеры заправляли пленкой – словом, прекрасное постсоветское детство спасло меня от многих бед. Я удивляюсь, с какой маниакальностью нанешние дети спешат загрузить на страничку «ВКонтакте» побольше фотографий, пишут заметки с претензией на высокую философию, меняют статусы, пишут о «семейно положении», начинают жить успешной виртуальной жизнью, которая жизнь реальную приводит к краху.

Редко найдешь человека, который не стыдился своего прошлого, тем более, когда прошлое, отправленной в ад, продолжает быть темой ехидных насмешек в компании друзей. Ведь никто не просил писать «влюблен в Машу», оставлять песенки на «стенке», загружать аватар двух влюбленных (неимоверная пошлость, кстати). Желание поделиться молниеносным счастьем, в итоге оборачивается острой сердечной болью после разлуки, функцией «удалить все сообщения» и ночным постукивание по крестикам «удалить отметку». Но главное, твое личное давно стало публичным, обсуждаемым и «сериалом».

Интернет, который в конце концов погубит мир, помогает реализоваться в жизни как талантливым, так и совершенным бездарностям. В сети принято лгать, обманывать, выдавать себя за того, кем мы хотим казаться, не являясь таковыми на самом деле, и никогда не будем. Лишняя откровенность находит уважение, но и насмешки. Вчера еще полностью защищенный и уверенный в себе человек, написав по пьяни лаконичную строчку в твиттере, утром просыпается голеньким и морально побитым. Стыд у кого-то проходит, а другого тянет в петлю.

Мы попали в общество, в котором не существует тайн, а личное стало сферой интересов общества. Сегодня никто не стремиться скрыть опасные сексуальные связи, без разбору начинает публично выяснять отношения, договариваются о встречах тет-а-тет, будто, списываясь в ЖЖ или твиттере, не замечают, что за диалогом следят сотни, тысячи, а то и десятки тысяч. Люди фиксируют в сети каждое свое действие, в миг сфотографировав на камеру телефона знакомого, отправляют фотографию в интернет, приписав «смешную» фразу: «Встретил пьяного Диму», а пока этот Дима дойдет до дома, неделю назад дав клятву любимой жене «ни капли в рот, ни сантиметра в жопу», уже никак не скроет, что «выпил всего лишь бокал вина».

В надежде привлечь к себе внимание, люди допускают ошибки, выдавливая из себя немножечко секретов, увлекаются и, не заметив, россыпью бьют признаниями, поощряя наркоманов без личной жизни или умников, которые разумно личную жизнь оставляют за забором с «осторожно злая собака».

На прошлой неделе в сети разгорелся очередной скандал. Журналист из государственного информационного агентства по имени Николай и фамилии Троицкий написал в личном блоге, что пора бы на геев сбросить бомбу. Человека уволили, а его сторонники начали причитать: «Он написал в личном блоге. Имел право, а вы не имели права увольнять?» Но личного в этой истории настолько мало, что всем защитникам журналиста так и хочется указать на дверь в чулане, где в темноте, в помещении, куда с трудом вмещается один взрослый мужчина, действительно есть «личное».

Впрочем, тягу рассказать о себе, вытащить на свет родное грязное белье, устыдить себя и признаться в нелепости, чудесным образом находит объяснение в хвастовстве. Хвастаемся, что смотрим только хорошее кино, слушаем только качественную музыку (разумеется, все вранье), телевизор презираем, а в словесных описаниях секса и пьянок, главное – с кем («завидуйте, такой у вас никогда не будет») и где («и снова под водку в «Пушкине» нам принесли гуся, а через час в GQ-бар»).

И объяснима «бомба Троицкого» - это эпатаж, желание понравится, эмоциями привлечь читателя, ибо после увольнения мы узнаем, что журналист стар, много пьет, брошенный женщинами и единственная радость на планете Земля – ткнуть объективом мыльницы в женский бюст, чтобы вечером в «Живом Журнале» рассказать сотне верных читателей: «Эта мне тоже не дала, зато я люблю классику» - и ниже в заметке ролик с YouTube «П.И.Чайковский. Щелкунчик. Вальс цветов». «Жизнь удалась», - как писал замечательный прозаик Валерий Попов.