Главное сегодня

20/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
17.02.11 04:20
| Просмотров: 318 |

О русском монархизме

Федор Бирюков

Недавно в Москве самоучредилась новая политическая организация - Монархическая партия «Самодержавная Россия». Аббревиатура СР – вряд ли случайная калька со «Справедливой России». Уже есть «Единая», «Справедливая», «Другая» России, теперь вот еще «Самодержавная». Если бы в Кремле работали люди с юмором, они бы сформировали парламент из этих четырех партий. И была бы полная симфония властей и слава России. Но…

А много ли в стране у нас монархистов? Бессознательных, глубинных - полно. Тех, кто за царя-батюшку, за Сталина и Путина поднимают рюмки на вечерних кухнях. Сторонники сильной руки. Есть немного тех, кто называет себя «белыми», они во сне выстреливают Лениным из Царь-пушки. Если поскрести по углам, обнаружатся даже совсем уж редкостные засохшие экземпляры «власовцев», «неогитлеристов», «фашистов-катакомбников» с рукодельными иконами «дедушки» и т.п. уникумы доморощенного «мАнархического» нью-эйджа.

Множество людей в России, которые не ходят на выборы и презирают всевозможных политиканов, в принципе не против монархии, поскольку им кажется, что самодержавие гарантирует порядок, а демократия – это бардак. «Если власть пришла на время, то закон, как решето», - поет Константин Кинчев. Плюс к этому – вызванная произведениями кино и литературы фантомная «ностальгия» по России, «которую мы потеряли». Кроме того, прошлое часто кажется никогда не жившим в нем поколениям гораздо лучше, чище, великолепнее дня сегодняшнего. Да, золотой век всегда наступает… позавчера.

Но вернемся к тезису: «Монархия – порядок, демократия – хаос». Со второй частью этого общественного мнения я полностью согласен. Но вот что касается идеальности и безупречности царизма, то с этим может поспорить любая история – и русская, и европейская, и какая угодно другая. Дворцовые перевороты, цареубийства, смуты, бунты и другие проявления социально-политического хаоса неизменно сопровождали правление старых добрых монарших особ. Идеологий века до XVIII не было, вместо них сердца народов и толп воспламеняли различные религиозные идеи – ортодоксальные, еретические, реформистские и т.д. Но основные принципы пиара вечны и неизменны.

Оригинальную и вместе с тем трагическую трактовку современной русской монархической идеи представил два года назад Александр Проханов в своем романе «Виртуоз». Там противоборствующие силы разыграли карту «потомка Николая II», молодого тобольского историка Алексея, даже внешне напоминающего последнего русского царя-мученика. Кто читал, помнит, что завершилась книга довольно печально. Проханов, между тем, являет собой яркий пример «гипермонархиста», соединяющего искрящиеся оголенные провода российской истории - красный и белый, пытающегося вновь зажечь свет империи.

Прохановская концепция мистического сталинизма – наиболее актуальный сегодня вариант самодержавного месседжа. Это наиболее либеральный (кроме шуток!) вариант, устраивающий максимально широкий круг сторонников сильного политического режима. Сталинская индустриализация, «зачистка» старых революционеров-смутьянов и, главное, Великая Русская Победа 1945 года – очень мощный исторический ресурс, из которого можно еще долго черпать творческую энергию. Куда менее популярны идеи возвращения на престол династии Романовых, выбора «народного царя» каким-нибудь Земским собором или вообще созыв Учредительного собрания для определения дальнейшей судьбы государства российского. Такую идею, к примеру, пропагандировал раньше певец Александр Градский, но дальше светских салонов подобный креатив, слава Богу, не идет.

Популярность книжки Владимира Сорокина «День опричника» объясняется как раз стихийным монархизмом российской публики. Многие ведь восприняли этот памфлет (на самом деле «День опричника» - это пародия на роман казачьего генерала и коллаборациониста Петра Краснова «За чертополохом») совершенно серьезно, как такой вполне симпатичный образ будущего. А еще больше читателей просто пришли в восторг. Вряд ли книга имела бы такой шумный успех, называйся она, к примеру, «День либерала».

При всем при этом настоящую державно-православную монархическую партию создавать сегодня в России бессмысленно. Во-первых, это бесполезно, поскольку такую партию не зарегистрируют и не пустят на выборы. Агитировать же «в стол», как это долгие годы делали баркашовцы, занятие не самое интересное. Вечность и политика – вещи параллельные, а точка их пересечения скрыта от наших глаз. Поэтому истинный сторонник самодержавия сегодня скорее разделяет принцип «аполитейи» а-ля Ницше и Эвола, нежели станет участвовать в радениях самопальной маргинальной «партии».

Долгое время я тоже идентифицировал себя как радикальный монархистъ. То есть, вся власть – царю! Поэтому на партийную возню смотрел свысока, хотя и принимал в ней участие из спортивного интереса. Но потом вспомнил слова Христа: «Богу Богово, а кесарю кесарево». Вот и вся конституция! А еще, если есть Царство Небесное и Царь Славы, то в земных самодержцах нужды нет. И о Патриархе всея Руси забывать тоже не надо. И если есть Царь в голове и Сущий на небесах, этого вполне достаточно для имперской революции, национального ренессанса и успешного штурма Вечности.

Да здравствует свобода! Слава России!