Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
20.08.13 22:45
| Просмотров: 367 |

Весь в отца

Александр Поляшов

Лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов прервал сон августа очередным заявлением, потребовал перенести рассмотрение законопроекта о реформе РАН с осени на более позднее время. Заявление академика не отличается новизной, зато в нем эхом слышится отцовская забота.

Дети великих родителей с раннего возраста чувствуют себя одинокими, тоскуют и, как правило, чуть повзрослев, бросаются во все тяжкие. Капризничают, стараясь и изощренными, и примитивными способами привлечь внимание вечно занятых важными делами родичей. Ивану Алферову повезло. Его отец – видный академик и Нобелевский лауреат – не только не забывал о нем, зарывшись в научные исследования, а напротив, уделял отроку столько времени, сколько требовалось, чтобы привить малышу главные жизненные ценности.

Сына академик Алферов назвал в честь отца – Ивана, директора крупного промышленного завода, позволившего в голодные послевоенные годы семье будущего нобелевского лауреата сытно питаться и давить неугодных выскочек «административным ресурсом». Деньги и власть – две главные страсти Алферовых.

Впервые об Иване Алферове широкая публика услышала в 2007 году, когда внезапно отец и сын появились в одном избирательном списке на выборах в Государственную Думу. Правда, Алферов-старший шел в проходной тройке КПРФ, а любимое чадо академика обосновалось лишь на четвертой позиции регионального списка по Иркутской области. Будет не лишним напомнить, что к коммунистам, политике и злосчастной Иркутской области до 2007 года Иван Алферова не имел никакого отношения. После подсчета голосов Жорес Иванович стал депутатом в пятый раз, заполучить второй мандат в семью не удалось: Иван с треском продул выборы.

Впрочем, никто победу на выборах Ивану Алферову не гарантировал. Четвертое место в региональной группе - не лучшая позиция для старта политической карьеры. Однако, вступив в публичное пространство и на стороне партии защитников угнетенного рабочего класса, он заинтересовал немало журналистов. Особенно диссонансом между официальным доходом и реальным образом жизни.

Газета «Тайный советник», некстати для Ивана Алферова, внезапно опубликовала заметку о дорогих иномарках и их хозяевах. В Петербурге, выяснилось, не больше полторы сотник человек могут позволить себе вожделенную мечту каждого мальчика – «Феррари», «Роллс-Ройс», «Ламборджини», «Бентли», «Мазератти», «Астон Мартин» - автомобили из самых кассовых зарубежных фильмов. Владельцем «простенького» «Бентли» наравне с известным телекиллером Александром Незворовым оказался Алферов-младший. Для петербуржцев, однако, откровения в «Тайном советнике» не стали сенсацией. Любопытные жители, скрупулезно покопавшись, добавили в гараж Ивана Жоресовича еще и «Мазератти».

Подумаешь, дорогой автомобиль. Заработал! Так-то оно и было бы, если бы не предвыборная декларация Ивана Алферова, в которой он указал собственный доход. Не евши и не пивши, не потратив ни одной копейки из официальной зарплаты, сын нобелевского лауреата не мог себе позволить даже подержанную иномарку, не то что люксовый автомобиль стоимостью в двухкомнатную квартиру.

Официальное место работы Ивана Алферова обнаружить не так просто. Он учредитель ряда коммерческих организаций, в других работает генеральным директором, а по иным сведениям, продолжает трудиться в институте отца, возглавляя одновременного фонд его имени. Стоит отметить, что при наличии несколько публичных должностей Алферов-младший предпочитает находиться в тени отца, на официальном сайте «Алферовского фонда» нет ни биографии, ни фотографии сына нобелевского лауреата, только имя, фамилия и отчество.

Злые языки, тем не менее, охотно приоткрывают завесу над тайнами богатства 40-летнего наследника академика Алферова. Жорес Иванович, став академиком и вице-президентом АН еще в Советском Союзе, в начале 90-х годов прошлого века аккумулировал в своих руках всю петербургскую науку. Говоря на блатном языке, стал смотрящим, полноправным «академиком в законе» и, поговаривают, «коронация» прошла в день 75-летия академика, когда он выстроил на плацу всех сотрудников института Иоффе, а сам явился во двор на белом коне. Неразбериха «лихого» времени позволила академику приватизировать несколько объектов, принадлежащих Академии наук, другие сдать в аренду.

Кроме того, по слухам, которые не опровергает персонал, элитный ресторан, на месте бывшей академической столовой находится под управлением Ивана Алферова. Из тех же источников известно, что сын академика пробовал себя в строительном бизнесе, пытаясь через авторитет отца пробить строительство жилья на месте музея Ломоносова (землю в центре Петербурге выделила еще АН ССР), но планам помешали неравнодушные жители города и суд.

В 2013 году успешную карьеру и финансовое благополучие Ивана Алферова грозится прерывать реформа Академии наук. Первым делом, по новому закону, который должен окончательно быть утвержден Государственной Думой осенью, ревизоры из российского правительства должны провести аудит всего академического имущества. Вряд ли авторитета Жореса Ивановича, всеми способами борющегося против реформы, хватит, чтобы сохранить в своих руках столовую, гараж и прочую собственность академиков, о которой научные старцы никогда не слышали, зато пухли чьи-то кошельки.