Главное сегодня

12/11/2019 ВСЕ НОВОСТИ
07.07.13 12:45
| Просмотров: 845 |

Не служил – значит, ты - никто

Аркадий Чаплыгин

2 июля президентом России Владимиром Путиным подписан закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Именно этим законом реализована давняя идея «Единой России» об ограничении доступа к государственной гражданской и муниципальной службе для граждан, не прошедших военную службу без уважительных причин. Закон, как и большинство «шедевров» «взбесившегося принтера», исключительно дискриминационен и нелеп.

Во-первых, вводимые нормы права не отвечают заложенной в названии закона цели. Запрет на профессию для лиц, не прошедших военную службу по призыву, не повышает престиж военной службы, а порождает страх перед военным ведомством и неприятие очередного ограничения прав. Это надо чётко понимать. Иначе мы договоримся до того, что признаем и знаменитый сталинский приказ «Ни шагу назад», позволявший без суда и следствия расстреливать отступающих с поля боя солдат, повышающим престиж военной службы.

Во-вторых, очевидна гендерная дискриминация: ограничения коснутся только мужчин, т.к. женщины не служат по призыву.

Теперь – о сути закона.

Рассматриваемый закон вносит изменения в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призывной комиссии вменено в обязанность при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву, выносить заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Эта норма не распространяется на граждан:

• Освобождённых от призыва на военную службу;
• Не подлежавших призыву на военную службу из числа граждан, в отношении которых велось дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых было передано в суд;
• Освобождённых от исполнения воинской обязанности;
• Имевших отсрочку от призыва на военную службу;
• В отношении которых решение о призыве на военную службу отменено вышестоящей призывной комиссией.

Норма закона, очерчивающая круг лиц, которые не могут быть признаны не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, написана так, что неизбежно породит множество противоречивых толкований. Буквально норма предписывает выносить соответствующие заключения в отношении граждан «за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии». Из приведённой цитаты непонятно, достаточно ли для исключения из числа лиц, в отношении которых выносится заключения, иметь право на освобождение от призыва на военную службу, от исполнения воинской обязанности, на отсрочку от призыва, либо это право надо реализовать. В первом случае не должно выноситься заключение в отношении граждан, имевших право не служить в армии, но не реализовавших это право, во втором случае – должно. В первом случае для избежания получения «волчьего билета» достаточно получить вступившее в законную силу решение суда, которым суд признаёт за гражданином право не служить в армии, во втором случае решения суда будет явно недостаточно. На мой взгляд, апелляция нормы закона не к решению призывной комиссии, а к основаниям для принятия этого решения, позволяет сделать вывод о том, что заключение не должно выноситься в отношении граждан, имевших право не служить, но не воспользовавшихся им. Другое дело – каким образом призывная комиссия будет устанавливать наличие у гражданина права на, допустим, отсрочку от призыва. Будут ли приниматься во внимание документы, удостоверяющие право на отсрочку, или же возобладает формальный подход? Практика покажет. Но предположу, что вскоре суды будут завалены заявлениями граждан об оспаривании вынесенного заключения.

Закон устанавливает правовые последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований: гражданин, в отношении которого вынесено указанное заключение, не может быть принят на государственную гражданскую службу и муниципальную, а государственный и муниципальный служащий должны быть уволены. Здесь важно заметить:

• Ограничения не распространяются на граждан, прошедших военную службу по контракту;
• Ограничительные меры не применяются при поступлении граждан на правоохранительную и военную службу;
• Ограничения устанавливаются пожизненно, а потому они явно чрезмерны. К примеру, осуждённый за убийство трёх малолетних, совершённое с особой жестокостью (особо тяжкое преступление), будет признан не судимым по прошествии восьми лет со дня отбытия наказания: судимость будет погашена, негативные последствия судимости – устранены. При этом гражданин, не прошедший военную службу без установленных законом оснований, никогда не сможет поступить на государственную гражданскую и муниципальную службу.
• «Амнистирование» за какие-либо заслуги невозможно: опять же, граждане, не прошедшие военную службу без законных оснований, ставятся в более невыгодное положение, нежели преступники. Наверное, для правящей партии желание жить комфортно и не готовиться к убийству (напомню, армия создана для «поражения живой силы противника», т.е. убийства) – более тяжкий грех, нежели грабёж, изнасилование, терроризм, то же убийство.

Заключение призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может быть оспорено в суде по общим правилам, установленным главой 25 ГПК РФ. Срок обращения в суд – три месяца со дня, когда гражданину стало известно о вынесении заключения.

Закон вступает в силу 1 января 2014 года.

Автор – руководитель коллегии адвокатов «Призывник»