Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
11.11.11 15:15
| Просмотров: 127 |

Приемы против лома от Михаила Хлызова. Кто отламывает на госзакупках пожарной спецтехники?

Антон Черкесов

Оборудование для пожарного дела - штука сложная и разнообразная, с годами она претерпевает изменения и улучшения. Понятно – прогресс на месте не стоит. И все-таки даже при постоянной эволюции пожарного вооружения есть один предмет, который не менялся больше ста лет. И который, пожалуй, является не просто самым необходимым в вызволении людей из запертых комнат и завалов, но и незаменимым орудием в руках спасателя. Он таки называется - пожарный лом.

Лом для пожарного – не просто вспомогательное орудие, это вещь, которая не раз спасала людские жизни, когда приходилось сбивать запоры, поддеть заклинившую дверь, разбить окно или сорвать горящую крышу. Недаром лом – обязательный предмет комплектации любой пожарной машины.

Немного скучной статистики. Как правило, пожарные ломы бывают трех видов. Лом тяжелый, лом легкий и лом универсальный, каждый лом для своих нужд. Тяжелый «… для рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения а также для вскрытия дверей». Легкий «…применяют при расчистке мест пожара, вскрытия кровель, обрешетки, обшивки и других подобных работах».
А универсальный… ну понятно, везде, где понадобится.

Как ни смешно звучит, пожарный лом считается профессиональным оборудованием. И понятно, что эти ломы должны быть безупречны, выдерживать каждодневные нагрузки, проходить испытания отвечать самым жестким стандартам. В частности, в технике безопасности пожарным ломам говорится что «появление трещин и остаточных деформаций не допускается». А уж погнуться или не дай бог сломаться – ни-ни! Так что пожарный лом – то, как автомат у военного, если что в нем не так, то смерть. В случае пожарного – смерть многих людей.

Но президент холдинга «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» Михаил Хлызов и другие топ-менеджеры УСПТК, по-видимому, другого мнения. Лом – он и есть лом. Обычный, или профессиональный – какая разница? Только этим можно объяснить, что в комплектации пожарных машин вместо обычного легкого пожарного лома ЛПЛ появились легкие ломы ЛПЛ-Щ (это мы потом расшифруем). Разница в одну букву, но какая!

Еще немного скучного. Все три вида пожарных ломов изготавливаются из металлических прутов разной толщины. Толщина легкого – 22 миллиметра и ни миллиметром меньше. Стандарт. Несмотря на разную толщину прутов ломы облают одной общей особенностью. Они цельнометаллические. Это и понятно. Когда надо спасать людей, не до того, какой именно лом схватил чтобы отломать заклинившую дверь. И конечно, любой лом должен обладать запасом прочности, чтобы в трудный момент выдержать возложенные на него задачи.

Не погнуться, не сломаться, не выйти из строя. И только цельнометаллический стержень выдержит тяжелые нагрузки.

Так что совершенно непонятно почему вместе с новыми пожарными машинами поставщики из УСПТК стали присылать ломы, сделанные из полых трубок, к которым с двух концов приварены стерженьки. Те самые ЛПЛ-Щ вместо ЛПЛ. А знаете что такое «Щ»? Это первая буква слова «щитовой». То есть этот полый лом предназначен для того чтобы висеть на пожарном стенде и дай бог никогда не применяться.

Конечно, это тоже лом, и наверное он очень красиво висит на гвоздиках, но годится он только для того, чтобы раз в жизни что–нибудь отломать в экстренной ситуации. Для профессиональной работы он просто не предназначен. Засуньте под запертую дверь полую трубу и попробуйте оторвать петли. Труба просто погнется и на этом процесс закончится.

Разумеется, такой полый лом стоит почти в два раза дешевле цельнометаллического, и разумеется, общая цена комплектации пожарных машин не меняется. И каждый раз продав машину с ломом ЛПЛ-Щ, кто-то кладет себе в карман сто рублей. А ведь любое промедление на пожаре, пусть даже из-за погнувшегося лома – это, вероятно, чья-то смерть. Таким образом, некто оценивает нашу с вами жизнь в сто рублей. Конечно, простая сотня - это, считай, ничего, а когда на продажу идет тысяча машин? Это уже совсем другие суммы.

Но как же получается, что партии новой спецтехники выходят за ворота заводов УСПТК с дешевым и заведомо слабым оборудованием? Ведь трудно представить себе злодея-одиночку, какого-нибудь сторожа Степаныча, который по ночам бегает по цеху с охапкой ломов и залезает в готовые к отправке машины. Скорее угадывается отлаженная «бизнес-схема».

И как выходит, что машины, укомплектованные заведомо негодящимся снаряжением, проходят контроль качества и приемку в МЧС? Надо полагать, такие «операции» всегда предусматривают какие-то взаимовыгодные договоренности на самом высоком уровне.

На память почему-то приходит недавний уголовный скандал об огромных взятках за право продать УМЧС Свердловской области пожарные машины производства УСПТК. В махинациях с безумными «откатами» ныне бывшему генералу Лахтюку оказались замешаны первые лица холдинга - президент Хлызов и его «правая рука», генеральный директор Сергей Полозков. И возникает вопрос, не установлены ли и в этом случае некие отношения между руководством холдинга и высоким начальством в структурах МЧС?

Вопрос не праздный, потому что только так можно объяснить эту торговлю некомплектными машинами.

А точнее говоря, торговлю нашими с вами жизнями…