Главное сегодня

19/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
03.06.10 03:00
| Просмотров: 149 |

Незначительная РАНа

Павел Лаврентьев

Тенденция последних лет во взаимоотношениях высоких чиновников и Российской академии наук (РАН) говорит о том, что государственным мужам не интересны фундаментальные исследования русских ученых. Эту проблему в основном и обсуждали петербургские академики на заседании клуба «Гость учёный» в «Росбалте».

В России с приходом моды на модернизацию и инновации глубокие и длительные исследования оказались не нужны. Эффективным менеджерам ставятся иные задачи – инвестируя в науку, получить быстрый результат и продать его с большей прибылью.

Как рассказал Эдуард Тропп, главный ученый секретарь Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, главным идеологом по развалу Академии наук стал Дмитрий Ливанов, ректор Московского института стали и сплава. Господин Ливанов, соавтор статьи «Шесть мифов о РАН», предлагает ввиду недофинансирования РАН направлять средства на так называемые «конкурентоспособные исследовательские подразделения». Причём он такой не один, Ливанова поддержал и премьер Владимир Путин на последнем Общем Собрании РАН. Глава Правительства заявил, что финансировать надо лишь те направления, которые позволят науке прорваться вперед.

«Важно сконцентрировать имеющиеся у нас ресурсы на основных направлениях, «на прорывных», - считает Путин - Не размазывать их, как говорится, «тонким слоем по хлебушку так, что и масла не видно». И это, конечно, в значительной степени не только наша, но и ваша задача. Потому что у нас есть определенные ограничения, связанные с финансированием».

Нельзя не согласиться с Путиным, масла, действительно, не видно на хлебушке. Сергей Окулов, председатель профкома Санкт-Петербургского научного центра РАН, озвучил цифры индексации бюджетных расходов на науку. Так, в период с 2008 по 2009 год финансирование было урезано на 15%, это объяснялось финансовым кризисом. Затем уже в следующем году бюджет сократился еще на 10%.

Окулов особенно отмечает то, что, снижая финансовые средства на науку, государство забывает о тарифах на ЖКХ, которые составляют немалую долю расходов многих НИИ РАН. По прогнозу Окулова, в 4-м квартале 2010 года эти исследовательские институты не смогут оплачивать счета за ЖКХ, выросшие за последнее время в 1,5 раза. Своим опытом сокращения издержек с журналистами поделился Александр Зиновьев, ведущий научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН. Вследствие дефицита бюджета в 10 миллионов рублей институту им. А.Ф. Иоффе приходится снижать расходы на охрану труда, отказываться от подписки на научные издания. Ядерный институт в Гатчине и вовсе прекратил свои исследования с использованием реактора, так как банально нет денег на оплату, поглощаемой им электроэнергии.

Закономерным стало и уменьшение количества притока молодых ученых в научные центры. Как рассказал Александр Филлипов, заведующий лабораторией Института высокомолекулярных соединений РАН, на аспирантскую стипендию в 1500 рублей невозможно прожить взрослому человеку, даже при желании приписать молодым выпускникам вузов различные ставки (лаборант и т.д.) не выходит более 4000 рублей. Положение спасают гранты, но не сильно - в итоге максимальная зарплата молодого ученого составляет 12000 рублей. Для сравнения эти специалисты получают в 4-5 раз больше зарплату в частных фирмах, поэтому и происходит «утечка мозгов», как и просто из науки, так и за рубеж.

13 мая недовольные ученые вышли на митинг, чтобы выразить свой протест. Скорее всего, это будет не единственная уличная акция научных работников. Ведь проблема с финансированием - не единственная. Ещё одна болевая точка РАН – её земля и собственность. Существует Фонд содействия жилищному строительству, его возглавляет Александр Браверман. Одна из функций этой организации - оценка эффективности использования земли предприятиями. В случае нерационального использования — следует отчуждение земли с последующей жилой застройкой.

Такой многогранный комплекс проблем только подталкивает к мысли, что РАН будет трансформирована в нечто гибридное, сродни существующему сегодня «Роснанотеху». Пока официальных заявлений о том, что у Минобрнауки стоит в планах прикрыть РАН, никто не делал, но, по словам Эдуард Троппа, на декабрьской встрече с молодыми учёными в прошлом году министр Андрей Фурсенко посмеялся и спросил у молодёжи, зачем та идёт в структуры РАН, ведь ей осталось существовать от силы 4 года. Конечно, можно сконцентрироваться на прорывных отраслях науки, которые принесут сейчас прибыль, создать под эти отрасли госкорпорации, но отказ от фундаментальных исследований приведёт нас лишь к тому, что мы останемся без научного задела на будущее. В подтверждение этого тезиса учёные во время заседания клуба напомнили, что жидкие кристаллы, сейчас окружающие повсеместно нас в технике, были открыты ни десять и ни двадцать лет назад, а в 1940 году советским учёным Виктором Цветковым, заложившим основу для будущих поколений исследователей.