Главное сегодня

24/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
28.05.10 11:05
| Просмотров: 122 |

ЕГЭ – и да, и нет

Екатерина Буркова

В школах города отзвенел последний звонок. Впереди не только «Алые паруса», но и единый государственный экзамен, результаты которого определят будущее выпускников на ближайшие пять-шесть лет. Первый эксперимент по проведению ЕГЭ датируется 2001 годом, с 2009-го единый госэкзамен – обязательная форма аттестации для всех российских школ. Несмотря на длительный адаптационный период, споры вокруг ЕГЭ не утихают.

Сама идея ЕГЭ была неплоха. Школьные выпускные экзамены одновременно являются вступительными испытаниями для зачисления в высшие учебные заведения. Для того чтобы выбранный вуз рассмотрел твою кандидатуру, достаточно отправить туда ксерокопию свидетельства с результатами ЕГЭ. Кроме того, предлагаемые для итоговой проверки знаний задания одинаковы для всех регионов страны – единая шкала оценки дает равные возможности для поступления ученикам из крупных городов и с периферии. Равные на первый взгляд, поскольку, что бы ни говорили по этому поводу чиновники, уровень школьной подготовки в разных областях нашего обширного государства остается весьма неоднородным. Да и правила подачи документов в вузы оказались, мягко говоря, непродуманными. Согласно им, любой выпускник может подавать заявки в неограниченное число высших учебных заведений.

Получается довольно странная ситуация: вчерашние старшеклассники не могут определиться с тем, где конкретно они хотели бы продолжить свое образование; руководство институтов и университетов долгое время не может понять, сколько и каких студентов к ним зачислено, потому что выпускник может в любой момент отклонить заявку, если «на горизонте» замаячило более выгодное предложение. Более того, в условиях такой жесткой конкуренции многие школьники уже не думают о своих предпочтениях, а подают документы по принципу «лишь бы куда успеть». Правда, в этом году, возможное количество выбранных вузов собираются сократить до пяти.

Под новые стандарты приходится подстраивать и саму систему обучения тем или иным предметам. Если раньше детей просто учили правильно писать, решать, сравнивать, анализировать, то сейчас во многих школах чуть ли не с младших классов практикуется система тестирования, чтобы хорошенько подготовить будущих выпускников к итоговой аттестации. Опытные педагоги высказывают свои опасения – школьники пытаются запомнить как можно больше информации, чтобы потом выбрать правильный ответ из трех-четырех вариантов, а не ставят перед собой задачи придти к решению путем логического размышления. Такой подход, по их мнению, не способствует высокому интеллектуальному развитию учеников.

Кстати, опыт показал, что тестовую часть заданий не всегда проверяет компьютер, как это было заявлено в начале эксперимента. В некоторых районах работы полностью проверялись отобранными для этой цели преподавателями, поэтому возможность субъективной оценки, как и при традиционной форме сдачи экзаменов, не исключалась. Не случайно в прошлом году разгорелся скандал, когда в результате проверки выяснилось, что в отдельных регионах баллы примерно за четверть от общего числа работ были завышены. Сами выпускники, сдававшие ЕГЭ, позже признавались, что, несмотря на все рассказы о том, что на госэкзамене невозможно воспользоваться шпаргалками и подсказками, нуждающиеся в дополнительных материалах эффективно списывали, и не всегда будучи незамеченными.

Сторонники ЕГЭ обращают внимание на то, что предлагаемые задания не сводятся к одному примитивному тестированию, ведь есть еще часть, которая подразумевает свободные ответы, а задача тестов – проверить самые базовые знания. Кроме того, единый экзамен позволяет стандартизировать уровень знаний, которыми должен обладать человек на выходе из школы. Ведь школьные учителя ставят оценки за познания, соответствующие тому, чему они сами же и учили, в то время как вузы могут выдвигать совершенно иные требования, к которым без подготовительных курсов поступающие могут быть совершенно не готовы, а курсы и репетиторы по карману далеко не всем. Впрочем, некоторые вузы и после введения ЕГЭ оставляют за собой право проводить дополнительные испытания, это в первую очередь, относится к тем высшим учебным заведениям, которые входят в категорию престижных.

Появление единых требований к поступающим в значительной мере решило проблему с платными курсами, когда места в университетах «распределялись» заранее между выпускниками, сделавшими своевременными материальные вложения в виде оплаты за подготовительные занятия с преподавателями вузов. Но полностью нейтрализовать угрозу коррупции, конечно, не удалось. Взятки плавно переместились в школы и больницы, где можно купить или дополнительные баллы, или справку об инвалидности, помогающую поступать на льготных условиях – в зависимости от того, на что у кого хватает.

Рассуждать о преимуществах и недостатках ЕГЭ можно достаточно долго. Даже в мелочах видны свои плюсы и минусы. Например, с одной стороны, стандартный подход не позволяет из массы поступающих выделить людей с действительно неординарными способностями, с другой – даже самый ответственный отличник может растеряться перед приемной комиссией и не ответить на устном экзамене в соответствии со своим уровнем знаний. Таких нюансов много, поэтому стоит посмотреть на этот вопрос более широко.

При правильной реализации процедуры единого государственного экзамена можно на самом деле получить продуктивные результаты, ведь сама задумка действительно предполагает более демократичные условия получения высшего образования. Но почему-то девять из десяти законов, направленных на модернизацию общества, в нашей стране не работают. То ли тому виной «особенный русский менталитет», о котором так модно говорить сегодня, то ли дело в бюрократическом подходе, при котором новые, в общем-то, рациональные решения спотыкаются о старые противоречия, в свое время не решенные и оставленные на самотек. Или может общество у нас не гибкое, или власть не советуется с этим обществом, которое в итоге автоматически принимает в штыки все нововведения, даже не разобравшись в их сути. Нужно что-то менять, и дело тут вовсе не в ЕГЭ. Проблемы, связанные с проведением единого госэкзамена всего лишь иллюстрация к тому, что нужно гораздо более тщательно продумывать и просчитывать принимаемые решения такого уровня значимости.

К слову, непонятно, как поведет себя ЕГЭ в условиях новой реформы образования: достаточно сложно говорить о едином подходе к выпускникам школ, когда неясно, какой образовательный минимум они получат в соответствии с госзаказом на уроки. Хорошо бы подумать об этом сегодня, а не через пару лет, когда окажется, что некому поступать.