Главное сегодня

24/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
20.05.10 10:15
| Просмотров: 313 |

Первая плата за первый урок

Екатерина Буркова
Павел Смоляк (фото)

Реформа образования – на сегодняшний день, пожалуй, самая обсуждаемая в обществе тема. Об этом говорят в СМИ, пишут в блогах и на форумах, спорят на пресс-конференциях. Действительно ли новый закон сделает среднее образование платным? Несмотря на огромное количество информации, поступающей из самых разных источников, ясности по этому вопросу по-прежнему нет.

23 апреля Госдума приняла в третьем чтении законопроект с туманным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который вскоре был утвержден Советом Федерации. Период с 1 января 2011 по 1 июля 2012 года будет считаться переходным. Относительно сферы образования суть данного постановления сводится к тому, что теперь любая средняя школа имеет право самостоятельно вести всю финансово-хозяйственную деятельность, то есть функционировать автономно на основе рыночных принципов.

Если раньше финансирование школ осуществлялось «по смете», то теперь государством будет оплачиваться только та часть образования, на которую есть госзаказ. Объем госзаказа будет определяться муниципальным органом, отвечающим за данное образовательное учреждение. В случае нехватки средств в соответствии с законом школам предоставляется право заниматься «деятельностью, приносящей доходы» - проводить часть занятий за отдельную оплату, сдавать в аренду свободные помещения.

На этой почве тут же возникли разговоры о том, что среднее образование в нашей стране становится платным. Рассудив, что это не что иное, как упразднение основ Конституции, возмущенные родители отправились на митинги и акции протеста. В интернете появились специальные сайты, на которых регистрируются несогласные, были подготовлены письма с обращением к президенту Дмитрию Медведеву не подписывать вопиющий законопроект. Разработчики закона уверяют, что ни о каком платном среднем образовании речи не идет – дескать, существует госстандарт, и его никто не отменял. Но что собой представляет этот госстандарт, на практике мало кто может объяснить. Так как в Конституции нет четкого определения по поводу того, что можно считать средним образованием, госзаказ может быть составлен как угодно. Среди прочих, была озвучена модель, согласно которой бесплатными могут быть три урока, остальные будут оплачиваться по желанию. Такая возможность даже в качестве гипотезы, по вполне понятным причинам, никого не обрадовала. Да и как можно говорить о платных уроках, когда по данным официальной статистики большая часть населения живет за чертой бедности. Получается, что в скором будущем очень немногие дети смогут похвастаться полным средним образованием. Что это – возврат в средние века, когда образование было привилегией дворянских сословий? Чиновники успокаивают: платные дополнительные занятия не повлияют на общий уровень качества преподавания. Но в этом сомневаются и родители, и сами учителя. Одни прогнозируют бурный расцвет репетиторства – зачем платить за общие занятия, когда за те же деньги с вашим ребенком смогут заниматься индивидуально, другие уверены, что с введением новых стандартов потребность в репетиторстве отпадет сама собой, но по кошельку это ударит еще больше.

Конечно, есть люди, которые не считают новый закон чем-то из ряда вон выходящим, аргументируя это тем, что все само шло к идее платного обучения, поскольку постоянно приходится платить за учебники, школьную форму, ремонт помещений, собирать деньги на утренники и экскурсии. А нововведения сделают все расходы официальными и «прозрачными» для общественности. Но таких меньшинство.

Если подходить к решению назревшей проблемы объективно, то есть и плюсы. Раньше, для того чтобы заменить в школе, к примеру, сломанные стулья, требовалось пройти процедуру, которую иначе, чем бумажной волокитой не назовешь. Теперь это можно сделать в течение одного дня, используя собственные ресурсы. Правда тут возникает другая опасность. Чтобы правильно распоряжаться финансами, нужно как минимум разбираться в экономике, а в идеале и в основах менеджмента. Но далеко не каждый директор школы видит себя в роли финансиста. «Если наши школы перейдут на коммерческую основу, это обозначает, что директора школ станут коммерсантами? А их кто-нибудь этому обучал? Да, может быть кто-то легко перейдет на новые условия, а кто нет, и им что остается? Влезать в долги?», - спрашивает Мария Медведева, активист общественного движения против реформы среднего образования в Петербурге.

Депутаты говорят, что главная цель закона – экономия. Вопрос в том, относится ли образование к тем вещам, на которых можно экономить. Ведь квалифицированные специалисты являются своего рода залогом благосостояния государства. Российское образование всегда считалось одним из лучших и ценилось за границей, правда в последнее время поступать в вузы становится все сложнее – бюджетные места сокращаются, учиться на платной основе там, где хочется, могут позволить себе не все. Введение ЕГЭ не решило этой проблемы, и, кстати, новая реформа, скорее всего, только усложнит ситуацию – непонятно, какое количество детей будет подготовлено для сдачи единого госэкзамена на хорошем уровне. Противники закона утверждают, что среди самых худших последствий такого подхода к обучению – рост безработицы и преступности. Многие дети и так лишены возможности посещать кружки и секции по материальной причине, скоро им откажут и в самых элементарных знаниях. Чем же они тогда должны заниматься в свободное время, пока родители зарабатывают им на уроки и медицинское обслуживание, которое по задумке государственных деятелей тоже должно стать самоокупаемым? Самые смелые в голос заявляют, что правительству выгодно, когда необразованные люди ничем не интересуются и не заявляют о своих правах – такими легче управлять.

По программе разработчиков, новый закон должен охватить все уровни образования – дошкольное, начальное, среднее, высшее, дополнительное. Говорят о том, что будут уравнены права высших учебных государственных и коммерческих учреждений, что планируется постройка небольших детских садов.
Вообще, удивительно, что в обсуждении такого важного законопроекта так много слова «говорят». Закон разрабатывали и принимали «по-тихому», правительственные органы почему-то крайне неохотно дают какие-либо комментарии. В некоторых СМИ прошла информация, что Дмитрий Медведев уже подписал новый закон (8 мая), но на официальном сайте администрации президента об этом не сказано ни слова. Слишком много информации, которая никем не подтверждена. Это во многом способствует росту социальной напряженности – люди хотят знать, что происходит. И имеют на это право. Хотя многие, уже просто по привычке, не ждут ничего хорошего.