Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
24.08.10 16:35
| Просмотров: 147 |

Раб, ведущий детей

Анастасия Маринина

Дмитрий Медведев определил 2010 год – Годом Учителя и понеслось. Новые законопроекты, реформы образования, окончательный переход от ЕТС к НОТС, нацпрограмма «Наша новая школа» и прочие новшества сыпались на учительские головы нескончаемым потоком. Теперь, в преддверье нового учебного и по прошествии большей части календарного года можно подвести промежуточные итоги.

Россияне уже давно четко уяснили – если в верхах задумывают что-нибудь масштабное, призванное явно улучшить уровень жизни – быть беде. В стране, где сначала принимаются законопроекты, а потом за месяц до вступления их в силу в хаотичном порядке придумываются нормы, где идею тиражируют по стране без маломальской аналитической работы, где сначала говорят гоп, а потом разбегаются для прыжка, жить, согласитесь, непросто. Под такое невеселое описание подходят большинство нововведений, будь то изменение порядка получения водительских прав, реформа ЖКХ, или реорганизация системы финансирования бюджетных учреждений, после которой страна на всю весну погрузилась в беспросветную депрессию. Образованию вообще в последнее время не везет.

«Нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов, чтобы сохранить в школах лучших педагогов, и постоянного повышения их квалификации», - подчеркнул президент Дмитрий Медведев в своем ежегодном Обращении к Федеральному Собранию и объявил 2010 год Годом Учителя, а так же заявил о нацпрограмме «Наша новая школа», обозначив пять ее ключевых параметров. А именно: разработка новых стандартов общего образования, поиск особенно-талантливых детей и их поддержка, повышение уровня жизни и статуса учителя, преображение облика школ, который «как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться», а так же позиционирование школы как центра здоровья, где за ребенком следят и ограждают от вредных привычек.

Старт такого рода инициативы вполне объясним. С каждым годом все явственней размеры катастрофы, постигшей образовательную систему в целом и школу, как ее отдельное звено. К тяжелым временам приноровились все – НИИ и исследовательские центры начали приторговывать оставшимися с советских времен площадями, вузы и техникумы приспособились к взяточничеству при поступлении и дипломе, а школы вроде бы как остались не у дел. Свободных помещений у них нет, за поступление ребенка в первый класс на лапу получить может разве что директор школы и то через раз. О зарплатах в школах ходят мифы и легенды, а учителям впору коллективно создавать пособие: «Как выжить, если зарплата ниже МРОТ. Самоучитель».Прибавьте к этому неуклонно подающий престиж профессии – в школах днем с огнем не найдешь молодого специалиста – средний возраст учителей – за сорок пять.

Для начала, чтобы облегчить жизнь преподавателю, было решено изменить систему финансирования. Единую тарифную сетку (ЕТС) заменили Новой системой оплаты труда (НСОТ), стартовавшей одновременно с Годом Учителя. По новому закону, зарплата учителя стала состоять из 3х частей – оклада, компенсационной и стимулирующей частей. Раньше существовало 18 разрядов с маленькой разницей в зарплате – поэтому у учителей не было стимула повышать квалификацию, кроме личных амбиций. Теперь оклады стали распределяться по квалификационным уровням профессионально-квалификационных групп. Также существенную роль к надбавке играла эффективность работы учителя, критерии которой чиновники грозились разработать.Таким образом правительство решило бороться с ситуацией, когда хорошие и плохие учителя (опять-таки, очень условные понятия) получали одинаково. Одинаково мало – забывали добавлять чиновники.

Программа заработала и первые результаты в цифровом эквиваленте подвел Александр Жуков – оказывается, в 2009 году средняя зарплата учителей в России составила 17,4 тыс. рублей, а в 2008 она составляла 12.8 тысяч – прогресс,дескать, на лицо. Статистика 2010 года обещает быть, наверняка, еще более радужной, вот только в школах поводов для радости не видят.

Начнем с того, что понятие средней зарплаты – все равно, что средняя температура по больнице – очень приблизительно и точно не для всех. Если московский учитель получает 35 тысяч, сельская учительница чуть больше двух (да-да, и такие цифры водятся в наших селеньях), то конечно среднее арифметическое в семнадцать с полтиной подогнать можно, но Москва на все страну одна, а школы есть в каждом регионе.

Тем более, если раньше, при ЕТС учителя получали копеечную, но все-таки надбавку за классное руководство ( за тысячу с небольшим воспитайте достойными людьми двадцать с лишним детей), за проверку тетрадей, за подготовку к олимпиадам, то при новой системе все это упразднили, оставив лишь уже упомянутую выше стимулирующую надбавку, которую многие учителя вообще не увидели. Вот так и получается, что ежегодно поднимаются зарплаты для бюджетников, растет средняя з\п, призванная вытянуть вслед за собой упавший престиж профессии, но учителя этих неимоверных усилий, направленных на их благо не ощущают.

Если деньги можно все же где-нибудь достать, в конце концов, напечатать, то престиж – такая штука, которую враз не заработаешь, а уронив однажды, весьма проблематично поднять. Всем знакома нынешняя ситуация, когда вокруг одни белые воротнички, а сортир, пардон, починить некому, ибо сантехник – это несолидно? Технари, рабочие – сейчас многие токари, электрики, заводские рабочие ( я подразумеваю непьющих, адекватных людей) зарабатывают побольше менеджера, потому что в профессии дефицит. То же самое происходит с профессией педагога. Мало того, что они зарабатывают меньше грузчиков или кассиров одной из популярных продуктовых сетей, так и отношение в целом к учителю как к социально неудавшемуся человеку ( и зарплата при этом играет не последнюю роль).

В последнее время проводится действительно много конкурсов, призванных поддержать престиж профессии – это и «Учитель года», и «Педагогическая надежда», «Образование: взгляд в будущее» и многие другие.

В Петербурге, к примеру, стала популярной социальная реклама, баннеры с портретами лучших учителей по всему городу, известные люди, говорящие с постеров спасибо своим первым классным мамам – все это, бесспорно, будет иметь свои плоды. Но все же эта инициатива до боли напоминает ту нелепицу, что повторяется накануне каждого 9 Мая, когда власти вспоминают, что ветераны в стране еще есть, начинают задаривать их цветами, памятными лентами, садят на трибуны Красной площади, вбрасывают в небо тысячи долларов на праздничный салют (к чему ветеранам новое жилье и надбавка к пенсии?), призванный поразить приглашенных глав других государств и… забывают об существовании ветеранов ровно на год. Так и здесь – без реальной финансовой помощи учителям – никакие дипломы и сертификаты не спасут, потому что есть что-то надо.

Конечно, и в учительской среде все далеко не безоблачно. Родители сетуют на грубость преподавателей, на безразличное отношение к предмету и ребенку, на неясные взносы в фонд класса и школы. «Кусочек сердца отдавать кому-то, такая брат, у нас с тобой работа» - это строчка применима и к труду учителя. Их задача действительно велика – наряду с семьей и социальной средой, в виде ребят с соседнего двора, воспитать в ребенке достойного члена общества, по кирпичику закладывая в нем базовые ценности, развивая и вдохновляя его. От того-то и особенно дико звучат высказывания многих учителей, суть которых сводится к следующим пунктам:
- не учитесь на педагогов, не унижайте себя за такие деньги
- у вас не будет никакой личной жизни, среди учителей много разведенных и одиноких и это за такие копейки
- современные ученики и их родители отравят вам и без того несладкое существования – и это за пять тысяч в месяц
- вы перестанете уважать себя, работая со всем этим за такую зарплату.

Тем удивительней, что образованные, взрослые люди, которые воспитывают вместе с нами наших детей, не видят принципиальной разницы в перечисляемых пунктах. Уважение и рубли – вещи разного порядка. Свободное время и личная жизнь не появятся с добавленными тремя тысячами дохода – нагрузку еще никто не отменял, уважение и контакт с родителями тоже от средней зарплаты вряд ли изменится, а любовь учеников так и подавно не заработаешь.

Некоторые знакомые педагоги говорят: «Считаете, я плохо работаю? Идите вместо меня и покажите как надо!», прекрасно осознавая, что несмотря на парадокс – уникальность и необходимость товара (учителя) не влечет за собой рост его стоимости(зарплаты), заменить их некому, и, фактически, они могут делать что угодно – все равно новые учителя в школу не идут.

Уровень человеконенавистничества, наплевательского отношения к предмету, банальный педагогический недосмотр – все это имеет место быть и заставляет задумываться нормальных, адекватных родителей о качестве получаемого образования, хотя все прекрасно понимают, что отдельные «учителя от Бога» не должны бросать тень на все сообщество.

Педагог в переводе с древнегреческого означает «ведущий ребенка» - так в афинских семьях называли рабов, которые отвечал за уход и образование мальчиков, начиная с шестилетнего возраста. Ныне мы все, пусть отчасти только на бумаге – свободные люди. Работа с детьми, самым ценным, что есть в обществе, потому как именно они составляют основу его будущего – ответственный и важный труд, который меньше всего должен напоминать каторгу за гроши.