Главное сегодня

10/08/2020 ВСЕ НОВОСТИ
24.08.10 11:05
| Просмотров: 106 |

Туристы предпочли Прибалтику

Екатерина Буркова

Чрезмерно жаркое лето не могло не отразиться на туристических предпочтениях россиян. И если в прошлые годы по количеству проданных туров лидировали южные страны, то летний сезон-2010 значительно повысил популярность относительно прохладных балтийских и скандинавских государств.

Туризм пошел «на поправку» после кризиса

Наибольшим спросом стало пользоваться направление на Эстонию, количество желающих приобрести путевки в эту страну выросло на 272%. Второе место принадлежит Швеции – число туристов из России в июле увеличилось на 63%. Спрос на Германию повысился на 49%, четвертое место заняла Голландия. Пятерку лидеров замыкает Карелия, ее популярность у туристов в июле по сравнению с июнем выросла на 23%. Также возросло количество туров в Калининград, любовью туристов по-прежнему пользуется Прага. А вот хуже всего летний сезон прошел для черноморских курортов Украины и России, в июле они потеряли 59% турпотока. Сдали позиции Хорватия (-36%) и Таиланд (-22%). Снизилась доля Болгарии (-18%) и Турции (-20%), сократилось число российских туристов в Тунисе и Греции.

По сравнению с прошлым годом, когда из-за финансового кризиса спрос на туры за границу резко упал, это лето для туристического бизнеса можно считать весьма динамичным, хотя основной целью туроператоров было не получение прибыли, а возвращение клиентов. Главными причинами, поспособствовавшими росту количества желающих отдохнуть с помощью турфирм, как считает президент Союза туриндустрии в СЗФО Сергей Корнеев, стали отложенный спрос и более привлекательная цена туристического пакета за счет различных скидок: «Туризм глубоко вошел в нашу жизнь, несколько дней, проведенных на курорте, позволяют почувствовать себя по-настоящему отдохнувшим. Из-за кризиса многие люди решили воздержаться от поездок до лучших времен, а в этом году не стали отказываться от туров, поскольку ситуация более или менее стабилизировалась. К тому же имелось много стимулирующих факторов – например, значительные скидки при раннем бронировании».

Показатели 2009 года свидетельствуют о том, что в целом российские курорты этим летом тоже неплохо подзаработали. Подъем цен в ближайшем будущем маловероятен, кроме того, многие из них стараются переходить на турецкую систему «все включено», которая пользуется повышенным спросом у большинства приезжающих отдохнуть. Но серьезные перемены, по мнению Сергея Корнеева, произойдут тогда, когда у нас начнут ходить чартерные рейсы, которые всегда дешевле регулярных. А вот Турция сделала заявление, что ряд предпринимателей планирует отказаться от традиционного «all inclusive». Естественно сама система никуда не уйдет, но многие отели хотят выйти на уровень «делюкс», поскольку «все включено» – это все-таки категория стандарта, что-то наподобие фаст-фуда. Таким образом, турецкая туриндустрия планирует привлечь значительное количество вип-клиентов, так как в последнее время требования к качеству услуг все больше повышаются. Это особенно актуально в связи с отменой визового режима между Россией и Турцией, в результате чего прогнозируется увеличение потока туристов с трех до пяти миллионов.

Кстати, стоимость услуг в гостиницах Санкт-Петербурга и Москвы по-прежнему остается одной из самых высоких в Европе. К середине 2010 года средние цены российских столичных отелей оценивались выше среднеевропейских примерно в 1,5 раза. Несмотря на это, спрос на фирмы петербургского рынка въездного туризма тоже вырос по сравнению с прошлым летом. По мнению экспертов, это произошло благодаря курсовой разнице между европейской валютой и рублем, которая сделала возможным сформировать более доступную общую пакетную стоимость, и более конкурентоспособной цене на турпродукт. В связи с наметившейся тенденцией восстановления туристического потока после убыточного кризисного периода, турфирмы обратились к гостиничному сообществу с просьбой сохранить средние цены на уровне этого года и с осторожностью отнестись к ценовой политике следующего сезона.

Спасение пострадавших – дело рук страховщиков

Страхование здоровья и жизни среди туристов давно стало положительной тенденцией, и так уж получается, что зачастую меры предосторожности оказываются совсем не лишними. Все больше туристов, выезжающих за пределы России, покупают полноценную страховку, которая предусматривает и несчастные случаи, и непредвиденные обстоятельства по независящим причинам, в том числе происходящие еще до отъезда (отмена рейса или тура, потеря багажа).

Президент Союза страховщиков Северо-Запада Евгений Дубенский отметил, что росту популярности страхования способствуют многочисленные природные катаклизмы последних лет и требования наличия страховки консульств многих государств, для въезда в которые страховой полис является таким же обязательным документом, как и паспорт. «Страховка со всеми накрутками обходится примерно в один доллар в день – на фоне общей стоимости путевки это реально недорого», – добавил он.

Страховой полис лучше изучить заранее, чтобы знать, какие возможности в случае необходимости в медицинской помощи он может предоставить. Если по каким-то причинам при обращении в больницу полис не приняли, нужно сохранить все чеки и квитанции для страховой компании, чтобы возместить все затраты по возвращению. По данным Российского союза туристской индустрии за период с 1 января 2009 по 31 июля 2010 года больше всего российских туристов пострадало на Украине, в Турции, Египте, Китае, Вьетнаме, Таиланде и Индии. Самые распространенные случаи, в которых отдыхающие просят оказать им помощь – ожоги, перегревания, отравления. Дополнительным страхованием пользуются любители рискованных видов спорта, например дайверы.

К сожалению, перестраховываться приходится не только от несчастных случаев, но и от недобросовестных турагентств. Схема банкротства фирмы, после которой все ее сотрудники во главе с руководством бесследно растворяются в окружающем пространстве, не нова, но таких ситуаций можно было бы избежать, если бы не несовершенства в нашем законодательстве, считает Сергей Корнеев. «Раньше и туроператоры, и турагентства обязаны были иметь лицензию. Сейчас для турагентства лицензии не требуется». На случай банкротства туроператора риски клиента застрахованы банком или авиакомпанией, а вот за ущерб в случае аналогичной ситуации с агентством никто ответственности не несет. Кроме того, момент перевода денег от клиента к туроператору через посредника тоже никак не отслеживается законодательно – этим и пользуются фирмы-однодневки. Последним примером такого банкротства стала турфирма «Август», которая принимала заказы на оформление путевок, но деньги туроператорам не переводила.

Поскольку данная схема уже успела себя зарекомендовать, туроператоры стали более внимательно относиться к таким фирмам-посредникам. Как только туроператор замечает, что агентство перестало переводить платежи за путевки, он прекращает все контакты с неблагонадежным партнером. Чтобы убедиться, что вы гарантированно защищены от мошенничества, нужно удостовериться, что ваш аванс перевели туроператору. В Петербурге существуют 2 тысячи турагентств и 500 туроператоров, и поскольку основной рекламой в этой сфере остается «сарафанное радио», то любой скандал отражается на репутации всего рынка туриндустрии. Впрочем, по словам Сергея Корнеева, с петербургского рынка каждый год уходит примерно 10% турагентств, и большинство из них выполняют все свои обязательства перед клиентами.

За комфорт при задержке рейса надо бороться

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Герцева ответила на вопросы «кто виноват» и «что делать», если получилось так, что ваш рейс задержали. «Вся ответственность за задержки лежит на авиаперевозчиках, и в случае, когда такие ситуации имеют место быть, авиакомпании обязаны предоставить пассажирам необходимую информацию, связь, напитки, горячее питание и даже отели, если рейс откладывается более чем на восемь часов».

«Все эти нормы четко закреплены в Воздушном кодексе РФ и в Правилах Росавиации», – добавил Сергей Корнеев. Но авиакомпании эти требования систематически нарушают, а люди по разным причинам, в том числе и незнанию, не всегда готовы отстаивать свои права. Между тем, существует специальная «горячая линия», с помощью которой туристы, оказавшиеся в сложных обстоятельствах в связи с задержкой авиарейсов, могут пожаловаться на невыполнение элементарных обязательств со стороны перевозчика. Пассажиры, которые впоследствии обращаются с просьбой возместить материальный и моральный ущерб, делают это в судебном порядке. Для этого нужно иметь копию обращения с заявлением к перевозчику – претензию в суд можно предъявить в течение года.

В региональное управление Роспотребнадзора в течение последнего полугодия поступило сорок восемь жалоб от петербуржцев в адрес туроператоров и турагентств. Кстати, недовольны отдыхающие не только туроператорами, но и самим аэропортом «Пулково». Впрочем, в отношении последнего питают самые радужные надежды: с недавнего времени в руководстве аэропорта появились представители немецкой компании «Frаport», которые планируют внедрять мировые стандарты работы уже в самом скором будущем.

Задержка с выдачей новых биометрических паспортов, которая произошла в результате технических сбоев в системе изготовления документов в НИИ «Восход», уже почти преодолена. Как сообщил заместитель начальника УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Минченко, на следующей неделе начнут выдавать все паспорта, которые «зависли» (их около 6 тысяч). Для этого специально увеличат штат сотрудников и время выдачи. Во время неполадок в оперативном порядке было выдано 500 паспортов старого образца для тех, кому срочно требовалось выехать за границу.