Главное сегодня

24/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
29.07.10 13:50
| Просмотров: 136 |

Опасный маршрут

Анна Малиновская

Сегодня поездка в общественном транспорте сродни игре в русскую рулетку: редко какой день обходится без сообщений о ДТП с участием маршруток или автобусов. Вот хроника последних дней: 28 июля в Москве столкнулись автобус и маршрутное такси, пострадали десять человек; 25 июля под Тамбовом перевернулся пассажирский автобус, пострадали 16 человек; 24 июля в Ставропольском крае перевернулся автобус с отдыхающими, пострадали 28 человек, два человека погибли. Скорбный список можно продолжить. Хроника дорожных потерь впечатляет. Что делается, и делается ли вообще, для того, чтобы обезопасить пассажиров?

Наша страна не одинока в борьбе за безопасность общественного транспорта, сегодня эта проблема носит международный характер. По сути это означает то, что уже есть готовые решения и наработки, которые можно было бы внедрить и в России. Но перенести их на российскую почву, в силу специфических условий последней вряд ли удастся: наряду с объективными трудностями, такими как отсутствие эффективных механизмов противодействия террористическим атакам, российское транспортные компании сталкиваются с трудностями, порожденными неэффективным управлением, устаревшей материально-технической базой, отсутствием конкуренции на рынке предоставления транспортных услуг и пр.

Однако, пусть и не так быстро, как хотелось бы, изменения происходят: уже совершенствуется нормативно-правовая база. Приказ N 75 Минтранса РФ от 18.07.2000 предусматривает установку тахографов – контрольных устройств для регистрации скорости движения, пройденного пути, времени работы и отдыха водителя - на междугородние автобусные маршруты. А постановлением Правительства РФ № 87 от 24.02.2010 вводится новая норма, согласно которой с 1 марта 2010 года в междугородних автобусах все сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. На необходимости введения этих мер уже давно настаивали эксперты. Государство после ряда страшных дорожных катастроф вняло увещеваниям специалистов по безопасности.

Система мер по обеспечению безопасных пассажироперевозок не должна осуществляться только на федеральном уровне. Как рассказала корреспонденту «Шума» пресс-секретарь Комитета по транспорту Екатерина Гришина, в Петербурге также реализуются меры по обеспечению безопасности транспорта. По настоянию Комитета в Конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге в 2011-2015гг. есть пункт, согласно которому, победителю вменяется в обязанность установка устройства спутниковой навигации и диспетчерского регулирования на автобусы и в офисные помещения. Эта мера не только позволит оптимизировать процессы управления транспортом, но и обеспечит безопасность перевозок.

Для обеспечения безопасности и улучшения контроля за качеством перевозок государственных и частных компаний в городе внедряется автоматизированная система управления городским и пригородным наземным пассажирским транспортом (АСУ ГППТ). Бортовыми комплексами АСУ ГППТ с модулем позиционирования на базе спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS уже оснащены 1153 единицы подвижного состава. Все трамваи, троллейбусы, автобусы ГУП «Пассажиравтотранс» будут оснащены бортовыми комплексами к концу 2010 года. Автобусы частных перевозчиков будут оснащены к концу 2011 года. Единая автоматизированная система позволит повысить эффективность работы всех участников перевозок.

Но для того чтобы система пассажироперевозок была эффективной и безопасной нельзя не учитывать такие важные составляющие как состояние дорог, техническое состояние подвижного состава, а также самое главное – человеческий фактор. Уверенности в том, что в ближайшее время удастся, пусть в рамках одного отдельно взятого города, изжить две вечные российские беды – дураков и дороги все же нет.

По словам Сергея, водителя с десятилетним стажем работы в «Пассажиравтотрансе», состояние подвижного состава оставляет желать лучшего. Если называть вещи своими именами – новые автобусы наперечет, работать приходится на старых, которые буквально рассыпаются. Более или менее приличные автобусы ходят только по центральным улицам города, вроде Невского проспекта. Да и то, если вспомнить трагедию, которая произошла 3 февраля 2010 года, когда под колесами вылетевшего на тротуар автобуса 15-го маршрута погибли два человека, по просочившейся в прессу информации дело было не в плохих погодных условиях, а в неудовлетворительном техническом состоянии автобуса. Который, кстати, прошел техосмотр, а водитель был освидетельствован медицинской комиссией.

Сергей жалуется: из-за низких зарплат опытные водители уходят, людей не хватает, приходится перерабатывать, если, к примеру, заболел сменщик. В этом случае режим труда и отдыха не соблюдается, это приводит к тому, что усталый водитель совершает больше ошибочных действий. Конечно, автопарки пытаются решить эту проблему и набирают в штат новых водителей, но зачастую они не обладают необходимым опытом и квалификацией. Опыта они набираются в процессе работы, о какой безопасности тут можно говорить?

Может быть, ситуацию как-то решит автоматизированная система предрейсового осмотра водителей, которая уже вводится в эксплуатацию в автопарках СПБ ГУП «Пассажиравтотранса». Внедрение системы было вызвано необходимостью более объективного контроля за состоянием здоровья водителей. Данная система должна помочь врачам принять правильное решение о допуске или недопуске водителей к работе. Более того, система призвана контролировать соблюдение режима межсменного отдыха водителей. Снизит ли автоматизированная система осмотра риск аварийных ситуаций? Поживем – увидим…