Главное сегодня

24/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
27.07.10 13:05
| Просмотров: 174 |

Сюрпризы от РЖД

Екатерина Буркова

Несмотря на непривычную жару кассы РЖД продолжают собирать огромные очереди из желающих покинуть город на время летнего отпуска. Между тем рекордно высокая температура сказывается даже на железнодорожных путях. Рельсы подобную жару могут и не выдержать. А что говорить о температуре в вагонах поезда, - люди, отправляющиеся в путешествие, когда на улице + 35, обрекают себя на поездку в нечеловеческих условиях.

Жарой по железнодорожным путям

В связи с аномальной жарой установлен особый режим проверки состояния полотна железных дорог для обеспечения безопасного движения поездов. Повышенное внимание уделяется южным направлениям, в частности СКЖД. В особо жаркие периоды в течение дня осуществляются дополнительные обходы путей мастерами-ремонтниками. Температура рельсов регулярно фиксируется, поскольку сильное и продолжительное нагревание может привести к их деформации. Критической отметкой для состояния рельс считается температура в 60 градусов, при этом деформация, как утверждают специалисты, происходит далеко не всегда, в таких случаях чаще всего присутствуют и другие оказывающие влияние на процесс факторы.

Путевым обходчикам приходится тщательно следить за стыковыми зазорами – так как железо расширяется при очень сильном нагревании, что может привести к так называемому «выстреливанию рельса» (что и произошло в Калмыкии, где пару недель назад сошли с путей пять товарных вагонов). Для контроля над ситуацией действуют круглосуточные аварийные бригады и посты безопасности. Угрожают железным дорогам и пожары, которые могут вспыхнуть буквально из-за брошенного непотушенного окурка.
Интересно, что накануне на Транссибирского магистрали в Пермской области с рельсов сошел электровоз и пять грузовых вагонов. В результате семь пассажирских поездов были заблокированы, - не смогли проехать дальше. Правда, в РЖД сообщают, что причиной аварии стал человеческий фактор или сбой в системе стрелочного перехода, но никак не аномальная жара. Но легко представить, какие последствия могут иметь так называемые деформации или "вываливания" рельсов.

Инновации рядом

От жары страдают и те, кто следят за поездами, и те, кто в них едут. Однако в будущем условия пребывания в поездах должны измениться в более комфортную сторону – 21 июля 2010 года вступили в силу новые санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, одобренные главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко. Согласно внесенным в законодательство поправкам, климат-контроль будет установлен во всех вагонах. В соответствии с техническим регламентом температура не должна превышать 28 градусов и быть ниже 16. Кондиционер должен функционировать в любых условиях, даже аварийных. Контроль температурного режима коснулся и вокзалов: не ниже 16 градусов зимой и не выше 26 летом.

Поезда дальнего следования обязуются адаптировать для инвалидов. На входе в вагон установят специальные подъемники, ширина коридоров будет рассчитываться сообразно параметрам инвалидной коляски, предусмотрены сиденья для сопровождающих. Людям с не ограниченными возможностями, но также порой испытывающим трудности при входе в вагон, тоже решили пойти на встречу. Шаг ступенек по высоте не должен превышать 28 см, а их ширина – соотноситься с шириной дверного проема. Длина спальных полок не должна быть меньше 166,5 см.

Переоборудование старых вагонов под новые требования осуществить достаточно слож6но, поэтому на заводах в ближайшее время займутся выпуском новых. Впрочем, ожидать удобств от поездов уже этим летом, скорее всего не стоит. Кроме того, резонно предположить, что повышение комфорта произойдет совместно с повышением цен на проезд, хотя озвученные в поправках требования являются скорее нормой, нежели приятными бонусами.

Позади планеты всей

При объективном взгляде на мировой технический процесс сами российские железные дороги нуждаются в модернизации не меньше, чем поезда. Высокоскоростное сообщение между городами давно уже стало обычным способом перемещения пассажирских потоков в развитых европейских странах. Это ускоряет развитие экономики и значительно облегчает жизнь рядовых граждан. Высокоскоростные поезда у нас пока в диковинку, и, похоже, таковыми будут еще на пару десятков лет – в стратегии РЖД до 2030 года планируется построить до 20 тысяч км новых железнодорожных линий, из них высокоскоростных – протяженностью максимум 1528 км (причем из них 659 км это уже существующая трасса Петербург – Москва).

«Сапсаны», несмотря на высокие цены на билеты (по российским меркам, разумеется), пользуются большим спросом у горожан. Но до Москвы и раньше можно было доехать за относительно небольшое время. А вот высокоскоростная магистраль Иркутск – Екатеринбург, которая соединила бы Омск, Новосибирск, Тюмень, Красноярск, пришлась бы очень кстати. При скорости 250 км в час, расстояние в пути сократилось бы в четыре раза по сравнению с обычным пассажирским поездом.

Вокруг «Сапсана» было много разговоров: о том, что его размеры специально подгоняли под ширину наших рельс, что колеса в процессе эксплуатации изнашиваются быстрее, чем ожидалось. Для людей, непривыкших видеть в наших краях высокоскоростные поезда, знакомство с ним стало трагедией – в результате несоблюдения правил безопасности поведения на железнодорожных путях погибло 6 человек.
Так или иначе, появление «Сапсанов» стало почти что «прорывом» в российской железнодорожной индустрии. 30 июля РЖД запускает «Сапсаны» по направлению Москва – Нижний Новгород, часть билетов уже куплена и забронирована. Скорость поезда составит 140-160 км в час (максимальная скорость на направлении Москва-Петербург – 200 км, и то далеко не на всех участках). Между тем такой поезд может развивать скорость до 350 км в час, но российское законодательство ограничивает ее 200-ми км. Довольно скромно по мировым меркам.