Главное сегодня

24/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
23.07.10 12:20
| Просмотров: 222 |

Угнать по-русски

Екатерина Буркова

За Санкт-Петербургом уже давно закрепился статус российского лидера по числу совершаемых автомобильных краж. С января по июль 2010 года в городе было угнано 219 машин. Почему угоняют даже хорошо укомплектованные противоугонными системами автомобили? Специалисты рассказали «Шуму» о том, какие марки машин пользуются наибольшей популярностью у угонщиков, и как максимально обезопасить свою машину от угона.

Основными периодами, благоприятными для угона машин, традиционно считается время с января по май и с октября по декабрь. Самыми распространенными жертвами угона в этом году стали владельцы Mitsubishi, BMW, Toyota, Lexus, Honda. А вот Мерседесы, согласно статистике, угоняют достаточно редко. «Уходят» угнанные авто чаще всего по направлениям Москва, Вологда, Архангельск, Самара. За последние пару лет ситуация на рынке угонов немного изменилась: если раньше предпочитали воровать преимущественно дорогие иномарки, то сейчас стали угонять и достаточно бюджетные машины, среди которых много подержанных.

Значительно вырос спрос на запчасти, в том числе б/у. Финансовую заинтересованность в реализации запасных частей эксперты отчасти объясняют кризисом: мол, доходы упали, а жить как-то нужно. Впрочем, для других стран такая ситуация является вполне обыденной, например, в США процент угнанных старых и недорогих автомобилей был всегда выше, чем украденных машин класса «люкс». Что касается русских угонщиков, ребята ни в чем себе не отказывают. Какими бы современными средствами защиты не была оснащена престижная иномарка, всегда есть вероятность, что ее могут угнать. Российские угонщики – самые высокотехнологичные угонщики в мире (своеобразный повод для гордости, между прочим). Именно поэтому массовые продукты защиты импортного производства (такие как тайваньские и китайские сигнализации) для нас самые ненадежные.

Противоугонные системы постоянно совершенствуются, но и автомобильные воры не сдают позиций. «Если угонщик захотел угнать именно вашу машину, его ничего не остановит», - считает руководитель центра урегулирования убытков филиала ООО «Росгосстрах» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Константин Алтунин. Большое количество автомобильных краж, естественно, увеличивает стоимость автокаско. Страховая компания по умолчанию закладывает риск в тариф, что дает возможность делать скидки на противоугонные системы. Чем меньше машина оснащена механизмами защиты, тем дороже обойдется ее страховка.

Самое распространенное средство, которым пользуются угонщики – электронный взлом. Мануфактурный кодграббер (устройство, копирующее коды брелка автосигнализации) может нейтрализовать почти 95% существующих сигнализаций. Таким способом давно взломана популярная система «Keeloq», риск угона в случае ее использования практически стопроцентный. По внешнему виду – обычный автомобильный брелок, но используется для взлома системы защиты. Приобрести кодграббер можно через интернет, цена зависит от списка сигнализаций, которые с его помощью поддаются вскрытию, и начинается примерно от 70 тысяч рублей. Продается он якобы для тестирования сигнализаций в автосервисах и страховых компаниях. К сожалению, законодательно продажа таких устройств никак не регулируется. Конечно, способы механического проникновения в машину тоже не забыты, опытный угонщик и без спецэффектов может уехать на украденном авто в считанные секунды. Кроме того, участились случаи краж из салонов автомобилей барсеток с деньгами, ключей, документов.

Угнанные машины помещают в «отстойники», выжидают некоторое время (обычно неделю) – если всё «чисто», то автомобили перегоняют в другие регионы и либо продают целиком, перебив номера и сделав поддельные документы, либо разбирают на запчасти и сбывают поэтапно. Впрочем, бывает так, что украденную машину продают и с настоящими документами, и с неперебитыми номерами.

При такой неутешительной статистике, возникает закономерный вопрос: что же всё-таки нужно предпринять, чтобы защитить себя от угона? Спектр представленных на авторынке противоугонных систем достаточно широк: поисковые (с использованием систем навигации и оповещения по радиоканалу), иммобилайзеры (делают невозможным запуск двигателя транспортного средства, переключение передач, блокируют рулевое управление или тормоза), противодействующие (предназначены для прямого физического воздействия на лицо, совершающее попытку угона).

По мнению экспертов, идеальной защиты и абсолютной гарантии ни один из вышеперечисленных способом не дает. Но самый лучший вариант уберечь машину – использовать комплексный подход, то есть сочетать различные противоугонные системы. Чем больше времени потребуется на нейтрализацию защитных механизмов, тем больше шансов, что машину оставят в покое. По словам заместителя директора СЗФ ГК «Аркан» по коммерции Германа Чистякова, «самый лучший рецепт от угона – комбинирование эффективных технологических средств с быстрой системой реагирования». Он также отметил возросший профессионализм работников ГУВД: «Город контролируют 400 экипажей, после поступления тревожного сигнала наряд обычно приезжает в течение трех минут».

Между тем, при огромном выборе средств защиты автомобилей, собственники, заплатив приличные деньги за иномарку, на противоугонных системах почему-то предпочитают экономить. Объясняется это и неверием автолюбителей в надежность систем защиты, и надеждой на то, что «обойдется». В ситуации с угонами поговорка «скупой платит дважды» полностью себя оправдывает. Так как спрос всегда подстраивается под потребление, то производство систем средней ценовой группы с соответствующей средней степенью защиты лидирует над качественными, но более дорогостоящими охранными комплексами. Любопытно, что массовые продукты импортного производства (но при этом не всегда отличного качества) применяются в 96-97% случаев, в то время как высокотехнологичные продукты российского происхождения используют 3-6% владельцев машин. Бытующее в народе мнение, что стоимость различных защитных «наворотов» приближается к цене самого автомобиля, специалисты опровергли. Герман Чистяков заметил, что вполне достойный и эффективный противоугонный комплекс можно приобрести за 90 тысяч рублей (для охраны машины, купленной за миллион, это не слишком расточительно), начинается же ценовой сегмент суммами 40-45 тысяч.

«На сигнализацию надейся, сам не плошай», – призывают и производители защитных средств, и работники милиции. Внимательность хозяина тоже иногда срабатывает в качестве охранной меры. Для защиты своей машины можно использовать не только доступные технические методы. Председатель Комитета защиты прав автомобилистов Александр Холодов тоже поделился некоторыми секретами: чем индивидуальней автомобиль, тем сложнее его сбыть. Поэтому мерами для предохранения от угона могут стать нестандартная комплектация, аэрография. Не стоит пренебрегать и заводскими системами защиты.

Но все же факт остается фактом: если машину все-таки угнали, то вероятность того, что она к вам вернется, очень мала. Как грустно пошутили представители компаний по производству механизмов, защищающих от автомобильных краж, предлагаемые ими системы «противо», а не «послеугонные». Так что спасение машины – дело рук ее владельца.


МЕЖДУ ТЕМ Российский авторынок в 1-й половине 2010 г вырос на 3%

Главная причина роста рынка, по словам директора департамента Минпромторга Алексея Рахманова, - «оживление покупательной активности населения». Он уверен, что рынок будет и дальше «плавно восстанавливаться, и к 2012-2013 году выйдет на докризисный уровень», передает ИТАР-ТАСС.