Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
19.07.10 00:20
| Просмотров: 141 |

На все сто!

Дарья Костромина

Передышка. Очередной весенний призыв закончился. План выполнили и отрапортовали: 270 600 парней отправляются служить Родине. Чего стоило это для военного начальства, для призывников, какие планы у военкоматов на следующий год — все эти вопросы остаются за кулисами, пока маршируют ряды новобранцев.

Всевидящее око, всехватающая рука

Военкоматы творчески подходили к процессу, не ограничиваясь банальными вручениями повесток. Случаи незаконного доставления на сборный пункт стали традиционными и повторяются из призыва в призыв. Наиболее часто юноши попадаются милиционерам и комиссарам на станциях метро. Так, например, 25 мая четверо молодых людей были задержаны на «Петроградской», после чего ребят пытались заставить пройти медкомиссию.

На той же «Петроградской» 15 июня задержали Андрея Тарасова, который приехал из Мурманска в гости. Из любви к искусству военкомы проигнорировали место прописки юноши, признали его годным и решили призывать в Питере, не мудрствуя лукаво. Неоднократно сотрудники военкоматов приходили к призывникам домой и оттуда доставляли парней на призывной пункт. В комнату к Антону Юдину, проживающего в коммунальной квартире, пришла женщина, которая представилась сотрудником комиссариата, и попросила проехать вместе с ним. Он согласился, и оказался запертым в военкомате.

В поле зрения комиссаров оказался аэропорт: 24 июня там был задержан Всеволод Силкин, который улетал в Германию. А Павла Агапудова 14 июня пригласили явиться в отделение ГИБДД как участника ДТП. Участником ДТП он не был, но приглашение послушно выполнил, где и был схвачен двумя сотрудниками милиции, которые отобрали паспорт и телефон. Впоследствии Павел бежал со сборного пункта.

Все эти истории изобилуют удивительными подробностями. Попросили поехать — поехал. Попросили зайти — зашел. А потом остался без телефона в закрытом помещении и стал всеми правдами и неправдами поднимать на уши родителей, друзей и правозащитников. В ряде случаев военкомы, действительно, применяют прямое насилие, забирая потенциального призывника под белы руки, несмотря на его протесты. Но часто все начинается с беспечности самих призывников. «Кроликов ловить легко», - считает Елена Попова, координатор «Солдатских матерей» в Петербурге. - «Они даже не убегают».

Казалось бы, зачем ходить без повестки в ГИБДД в качестве участника не происходившей аварии? Даже не будучи призывником, можно нарваться на какие-нибудь странные обвинения и аресты...

На пенсию или в армию?

План выполнили, но сделать это, очевидно, было непросто. Не надо было быть пророком, чтобы понять: когда рожденным в 1991-92 гг. исполняется по восемнадцать, в российской армии назревает кризис. Демографический спад не только уменьшил призывное поголовье, но и обеспечил многим места в университетах без серьезного конкурса.

В самом начале призыва стали раздаваться неожиданные заявления от высокого начальства. Сначала из Генштаба: Василий Смирнов предложил призывать на военную службу мужчин до 30 лет. Министр образования Андрей Фурсенко с этим предложением практически согласился, добавив, правда, что и нижняя граница призыва должна быть увеличена — например, с 18 до 20 лет. По мнению Фурсенко, так армия станет более взрослой, наполнится самодостаточными людьми, а дедовщина сойдет на нет.

Противники увеличения призывного возраста аппелируют к тому, что тридцатилетние мужчины нужны на гражданке — например, чтобы модернизировать страну, как завещал Медведев. К тому же, в этом возрасте люди часто обзаводятся семьей. Одно дело - романтика, когда на гражданке ждет тебя невеста: дождется — прекрасно, нет — какие твои годы. Совсем другое — когда сложившаяся семья фактически разрушается на год, а жена и дети лишаются солидного источника дохода.

Я не бабушка, я дедушка...

Быстро постареть духам (новобранцам) и стать дедами (старослужащими) позволил переход на один год службы. Авторы изменений решили, что это поможет справиться с дедовщиной. Логика проста: все будут служить один год, новичков будут встречать равноправные солдаты.

Однако эксперты отмечают, что случаи неуставных отношений не сократились, а напротив, участились. Исчезли при этом промежуточные звенья - «слоны» и «черпаки» - они передавали распоряжения от «деда» к «духу», но отсутствие посредников не изменило ситуации.

В Печенеге сослуживцы насмерть забили в госпитале Артема Харламова, после чего продолжили издеваться над солдатами в других частях. Максим Шваб был госпитализирован с тяжелой травмой черепа, но родным об этом не сообщили. Не сообщили ни о причинах, ни о состоянии парня.

Не стоит списывать со счетов неуставных отношений офицеров — никакие сокращения службы не повлияют на взаимоотношения командиров и подчиненных. В Екатеринбурге, по словам бежавшего рядового, офицеры избивали солдат саперными лопатками.

Увы, но подобные сообщения стали скучной реальностью и еще одним подтверждением: модернизация пока обходит стороной армию. С чем пока справляется призыв — так это с набором нужной численности, и то, сообщают «Солдатские матери», несколько человек уже комиссованы из воинских частей. Они не годны по состоянию здоровья, и их призыв был очевидно незаконен.