Главное сегодня

24/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
15.07.10 18:40
| Просмотров: 104 |

Что ФГОС грядущий нам готовит?

Анна Малиновская

1 сентября 2011 года вступит в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы. Данный стандарт является частью национального проекта по разработке стандарта общего образования второго поколения.

Концепция образовательного стандарта второго поколения была разработана в рамках провозглашенного президентом РФ Дмитрием Медведевым курса на модернизацию и инновационное развитие страны. Это стратегическая политика государства в сфере образования направленная на «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками».

Разработчики нового стандарта считают, что ни финансовая, ни кадровая, ни материально-техническая составляющая современной системы образования не соответствуют вызовам времени и поставленным задачам. Поэтому для эффективного решения вопросов по модернизации образования необходим концептуально новый системно-деятельностный подход, который направлен не на простую ретрансляцию знаний, а на формирование систем объективной оценки уровня образования учащихся, их ключевых компетенций на личностном, метапредметном и предметном уровне.

Предельно общие формулировки Стандарта подверглись справедливой критике заинтересованной общественности, депутатов и экспертов. Представители учительского сообщества обратились с открытым письмом к президенту с просьбой отказаться от реализации программы «Наша новая школа». В своем обращении представители справедливо указывают на тот факт, что полноценного диалога и широкого обсуждения нововведений все же не было. Реформы не должны продавливаться сверху, они должны инициироваться россиянами и приниматься путем всенародного референдума.

Директор одной из средних образовательных школ Санкт-Петербурга на условиях анонимности поделилась с «Шумом» своими соображениями в отношении ФГОС. Она обратила внимание на тот факт, что компетентностный подход ФГОС противопоставляет себя подходу предыдущего образовательного стандарта, который был направлен на формирование у школьников знаний, умений, навыков. Предыдущий стандарт был содержательным по своей сути, где знание стояло во главе угла, тогда как новый подход выдвигает некие профессиональные, общие и социальные компетенции учащегося и отодвигает знание на второй план.

Кроме того, собеседник «Шума» не разделяет опасения коллег по поводу сокращения финансирования. На данный момент деньги выделяются школе по такому показателю как средняя годовая наполняемость школы. Проще говоря, чем больше в школе детей – тем больше денег. Помимо городского финансирования, есть финансирование в рамках федеральных образовательных программ: к примеру, за классное руководство педагогу положено денежное поощрение.

Успокоится нужно и рядовым петербуржцам: не должно произойти сокращения бесплатных образовательных программ. Школа как была общедоступной и бесплатной, таковой и останется. Вначале минимальное количество часов по тому или иному предмету указывается в федеральном учебном плане, потом в региональном и только потом, на основании первых двух, - в школьном плане, который согласовывается с Роспотребнадзором, отделом образования и пр. Таким образом, на данный момент школа сама, в произвольном порядке, не может уменьшить число часов, выделенных на освоение того или иного предмета. Впрочем, стоит вспомнить, что разработчики ФГОС намерены отменить деление стандартов на федеральный, региональный (национальный) и школьный составляющие.

Видимо, совсем не случайно Общественная палата РФ подвергла жесточайшей критике ФГОС. Помимо пространных, сомнительных формулировок, в которых путаются сами разработчики (в качестве наглядного примера можно взять понятие компетенции), текст грешит декларативными заявлениями, которые, будучи не подкреплены реальными механизмами контроля исполнения, выглядят мечтаниями Манилова о «светлом завтра».

Более того, как видно из пояснительной записки к проекту ФГОС, вначале декларируется нормативное закрепление «на федеральном уровне требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно-методическим, информационным и др.)», а в тексте вы не найдете даже данных о минимальной зарплате учителя, не говоря о чем-то большем.

А теперь – самое главное. Согласно закону об изменении правового статуса бюджетных учреждений, который должен вступить в силу с 1 января 2011 года, бесплатными должны быть только те занятия, которые предусмотрены ФГОСом. Бюджетное учреждение теперь имеет право осуществлять иные, предусмотренные уставом, виды деятельности, в том числе и на платной основе. Не это ли является первопричиной расплывчатых формулировок нового образовательного стандарта? Означает ли это, что образование скоро перестанет быть бесплатным?

Несомненно одно: налицо прямая причинно-следственная связь между принятием ФГОС и законом об изменении статуса госучреждений. По сути это может привести к ползучей приватизации образовательных учреждений, которые представляют собой лакомый кусок, поскольку обладают большими земельными участками и зданиями, в том числе и дореволюционной постройки.