Главное сегодня

20/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
09.07.10 14:30
| Просмотров: 130 |

Из Карельского перешейка сделают магистраль

Екатерина Буркова

Уникальная природа Карельского перешейка может пострадать из-за строительства новой железнодорожной ветки Лосево – Каменногорск. Инициативная группа Приозерского района направила обращение в адрес региональных и федеральных властей, общественность требует провести независимую экспертизу целесообразности такого решения.

Игра в «Что? Где? Когда?»

Новая железная дорога должна перенести движение грузовых поездов с Выборгского на Приозерское направление. Ветка Лосево – Каменногорск будет использоваться для транспортировки нефти в морские порты. Официально имеется вполне уважительная причина такого поворота событий: строительство связано с развитием внешних коммуникаций, а именно с организацией скоростного движения пассажирских поездов между Петербургом и Хельсинки, которые по задумке должны ходить со скоростью 200 км/ч. Воплощение этой идеи в реальность требует разделения грузового и скоростного направлений. Таким образом, строительство новой железнодорожной магистрали является вынужденной необходимостью – через Лосево планируют перенаправить промышленные грузопотоки с загруженностью каждые 13 минут. Реализовывать проект собираются на деньги (порядка 112 миллиардов рублей) ОАО «РЖД» и Инвестиционного Фонда Правительства РФ.

Институт «Ленгипротранс» разработал технико-экономическое обоснование, согласно которому было выдвинуто четыре альтернативных варианта. Рекомендованным к разработке, как ни странно, оказался вариант «Лосево – Каменногорск». Странно, потому что согласно всем показателям, последний кажется наименее подходящим для поставленной цели хотя бы с экономической точки зрения. По данным Главгосэкспертизы России для одобренного варианта перепробег поездов составит 54 км, эксплуатационные расходы увеличатся на 515 миллионов рублей; стоимость самого строительства возрастет на 10-11 миллиардов. Но дело не ограничивается только финансовыми несостыковками, имеются и другие спорные моменты.

Сложившейся ситуацией крайне обеспокоены жители - собственники домов и дачных участков Приозерского района. Днем никаких открытых работ на предполагаемой территории строительства не ведется, однако неизвестно откуда уже возникла большая насыпь. Опознавательных знаков о проведении строительных работ не наблюдается. На вопрос заинтересованных лиц «что происходит?», который был направлен нескольким административным инстанциям, ответ пришел только из одной. Непонятные новообразования назвали «действиями местных властей». Никакой другой более адекватной информации не поступило. О том, что их ожидает впереди, людям остается только догадываться.

«По нам проедет бульдозер»

Впрочем, в случае окончательного утверждения проекта дальнейшие действия предугадать достаточно легко. Если приложить макет разработки двухходовой железнодорожной ветки к карте, то становится видно, что от поселка Лосево останется разве что название. Большинство жилых домов придется принести в жертву внешним коммуникациям. «По нам проедет бульдозер, пострадавшие получат компенсацию, размеры которой представляются довольно туманными», – сказала на пресс-конференции в «Зеленой лампе» представитель инициативной группы «Лосево в опасности» Наталья Гладковская.

Данные геоэкологических исследований свидетельствуют о том, что территория, предполагаемая для строительства, характеризуется повышенной пожароопасностью, что естественно, повышает риски техногенного характера. Возведение трех новых мостов через реку Вуоксу, которая является частью водосборного бассейна Ладожского озера, тоже едва ли можно считать удачным решением в отношении экологии: ведь 80% предполагаемых грузоперевозок – угольные и нефтеналивные составы. Любая авария грозит экологической катастрофой не только для прилегающей территории, но и для Петербурга.

Проект железной дороги нанесет очень значительный урон окружающей среде. Опасения местных жителей небеспочвенны, подтверждением тому могут стать документы, собранные ими в ходе различных исследований и на основании оценок специалистов и экспертов. Помимо всего вышеперечисленного, строительство затронет границы трех природных заказников: «Саперное», «Озеро Мелководное», «Низовское болото», в результате чего перекроются естественные пути миграции животных и пострадают массивы деревьев.

«Вуоксы» больше не будет

Международный фестиваль экстремальных видов спорта «Вуокса», на который ежегодно съезжаются тысячи участников со всей России и туристы из-за границы, судя по всему, тоже должен будет прекратить свое существование. Соревнования по водному слалому, рафтингу, сплаву на байдарках на Лосевском пороге (крупнейшем искусственном пороге в Европе) проводятся уже сорок лет. Традиционно они продолжаются с мая по октябрь, и на сегодняшний день пользуются огромным спросом у любителей спорта.

Вообще, когда говоришь о Приозерском районе, в первую очередь имеешь в виду именно рекреационную зону, которая сложилась в этих местах можно сказать исторически: в советские времена именно сюда приезжали отдыхать семьи работников самых крупных заводов и фабрик СССР. Инвестиционная привлекательность территории для туризма не подлежит сомнению. Здесь расположены туристические базы, детские лагеря, дома отдыха, приносящие существенные средства в государственный бюджет. На территорию, ограниченную Суходольским озером и Вуоксой, приходится 13,5% рекреационного потенциала всей Ленобласти. Насколько оправдано превращение рекреационной зоны в промышленную – вопрос не из легких, однако требующий объективного ответа.

Лосево в опасности точка ру

В самом начале работы над проектом железной дороги говорилось о том, что трасса пройдет в достаточном удалении от жилых зданий и сооружений иного назначения и не будет препятствовать ни работе предприятий, ни отдыху. Но факты, к сожалению, указывают на обратное. Тщательное изучение всех сторон программы выявило значительные недоработки по многочисленным пунктам. Так, оценка воздействия на окружающую среду выполнена крайне некомпетентно; не произведен акустический расчет нормируемых объектов, попадающих в зону акустического дискомфорта, не предложены эффективные шумозащитные механизмы; не выявлен уровень вибрационной нагрузки от эксплуатации потенциальной магистрали.

Президент Северо-Западного отделения Центра социально-консервативной политики Игорь Шувалов напомнил о необходимости страхования экологических рисков и заметил, что при принятии решений такого масштаба крайне важно «наладить структурированную обратную связь с обществом».

Общество бы и радо, но его мнения как всегда не спросили. Поэтому самые активные общественные представители решили наладить обратную связь, проявив инициативу. Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Тамара Киселева отметила, что это тот самый случай, когда митинги устраиваются не на пустом месте, а с наличием документов, в которых зафиксированы самые реальные факты, не рассмотреть которые невозможно: «Инициативная группа действует полностью в рамках правового поля. Это не «местечковая» проблема, она имеет общероссийское значение, и люди имеют право на получение исчерпывающей информации по этому вопросу».

Участниками инициативной группы создан сайт, где каждый, кого интересует дальнейшая судьба поселка Лосево и Карельского перешейка, может ознакомиться с результатами экспертиз, исследований и важной документацией. Ими же подготовлено обращение к Президенту и Правительству РФ с просьбой инициировать более тщательное и ответственное рассмотрение проекта железнодорожного строительства. На данный момент собрано 730 подписей – в числе обратившихся блокадники и ветераны, проживающие в Приозерском районе.