Главное сегодня

20/02/2020 ВСЕ НОВОСТИ
09.07.10 13:45
| Просмотров: 104 |

Кого не пустят за руль?

Анастасия Маринина

Минздравсоцразвития РФ подготовил для внесения в Госдуму законопроект, ужесточающий процедуру выдачи водительских удостоверений. Также данный документ предлагает впервые на законодательном уровне закрепить список заболеваний, из-за которых водительские права могут не дать.

В здоровом автомобилисте – здоровый дух

Чуть больше недели назад Минздравсоцразвития озвучил новый законопроект, касающийся автомобилистов. Только недавно страна обсуждала возможность нахождения несчастных 0.3 промилля алкоголя в крови и последствия от кружки кефира, как новый законопроект начал будоражить умы автовладельцев и всех неравнодушных.

Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях впервые на законодательном уровне включают список заболеваний, с которыми за руль не сесть. В списке значатся «заболевания, сопровождающиеся расстройством сознания, психические заболевания, хронические заболевания сердца, активные формы туберкулеза, эпилепсия, наркомания, токсикомания, алкоголизм».

Странная сенсация – на законодательном уровне закрепить, наконец, что алкоголику-то автомобиль, оказывается, водить нельзя. А до этого – что – было можно, но осторожно? Ведь очевидно, даже до внесения этой болезни в перечень медицинских противопоказаний, выдавать справку о пригодности алкоголику было бы противоречием здравому смыслу. Но, наверняка, такие справки выдавались (читай – покупались) в достаточном количестве. Если человек ставит свое желание водить автомобиль выше безопасности здоровья окружающих, то штрафы и прочие меры наказания вряд ли помогут. Это вопрос социальной ответственности, а с ней у наших граждан большие проблемы.

Александр Холодов, председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» так видит сложившуюся ситуацию:

- Во-первых, надо понимать, откуда появился законопроект - это федеральная целевая программа «Безопасность дорожного движения 2006-2012». По ней министерству здравоохранения было выделено много средств для исследований и разработки критериев допуска водителей к дорожному движению. На данный момент смущает то, что результатов исследований нет, а новые критерии есть. Такое ощущение, что бюджетные деньги были просто как-то освоены. Кажется, это чистой воды халтура.

Непонятно, каким образом будут проводиться медицинские осмотры нового образца, ведь здоровье – вещь сугубо индивидуальная. Некоторые заболевания в фазе обострения действительно делают вождение автомобиля невозможным, но при соответствующем лечении, человек в состоянии осуществлять управление машиной. И тут мы наступаем те же грабли, что и с нормой алкоголя – для одних – кружка пива хоть бы хны и не влияет (или же водителям кажется, что не влияет) на водительские навыки, а других уносит с «полкрышечки».

Индивидуальные параметры организма тогда сыграли с законодателями злую шутку, вплоть до того, что защитники «принять на грудь» тыкали химико-биологическими исследованиями, согласно которым организм сам может производить алкоголь, а по новым правилам и кружка кефира может стать причиной к лишению прав.

Тем не менее, с алкоголем в целом ясно – что русскому хорошо, то немцу смерть, поэтому для поддержания интернациональной дружбы надо запретить всем, чтоб никому не было обидно. Как поступить в ситуации с заболеваниями – пока не решено, детали законопроекта еще предстоит прописать. Понятно, что лекарства могут сдерживать болезнь, но где гарантия, что в период обострения водитель поставит свое авто в гараж и переживет кризис, катаясь на маршрутке? Никаких, кроме социальной ответственности, о которой уже упоминалось выше.

Другой пример - алкоголизм. Как медицинская комиссия возьмется утверждать, что перед ней алкоголик, если тот перед прохождением осмотра уйдет в завязку, начистит ботинки и после этого явится пред врачебные очи. Для констатации алкоголизма необходимо много информации - сведения о ведении диспансерного наблюдения, учет по месту жительства – таких фактов у медкомиссии просто нет и быть не может. Для этого необходима общая медицинская база.

Комиссия нового образца

Другой важный пункт программы, наряду с утверждением списка заболеваний – ужесточение порядка выдачи медицинских справок. Идея, как водится, сама по себе хороша. Известно, что существуют две насущные проблемы – взятка за получение справки и поверхностный врачебный осмотр, в принципе не дающий достаточных оснований для достоверного заключения. Для устранения данных нарушений решили, что справки об отсутствии противопоказаний к управлению транспортом будут выдаваться лицензированной врачебной комиссией.

Что из этого получится – сказать трудно, к примеру, временной регистрацией у нас тоже по идее занимается только ФМС, а «ходячие баннеры» около станций метро, с предложением сделать все – от прописки до разрешения на работу – так, баловство. И при том ходят они по Невскому проспекту открыто, чуть ли не сталкиваясь лицом к лицу со стражами порядка. Напрашивается вывод - с чьего-то молчаливого согласия этот бизнес процветает, так где гарантия, что не появится еще одна мощная система откатов, при которой к справкам, выданной определенной организацией будет проявлена большая лояльность? Как в этом случае будет работать система контроля, ведь кто, как не гаишники должны будут сообщать о липовых свидетельствах? А ведь уже сейчас очевидно, чему бы в нашей стране не быть, коррупции при этом не миновать.

Как считает Александр Холодов, «так было, так и будет – медсправки будут выдавать толком не проверяя здоровье. Пациентов сложно проверить по всему списку заболеваний во время единственного осмотра. Те же эпилептики ведь не падают именно во время визита к врачу. И потом, законодательно вам ни кто не запрещает пройти медкомиссию где-то в другом городе. А как где-нибудь в Мурманске узнают, что вы в Петербурге состоите на учете – большая загадка. Если нет никаких явных признаков наличия у человека проблем со здоровьем – нет причин ему эту справку не выдать».

Более того, для эффективной борьбы с коррупцией государство собирается наказывать рублем недобросовестные водительские медкомиссии. Существует предложение дополнить Кодекс об административных правонарушениях отдельной статьей, в которой будут прописаны меры наказания за незаконную выдачу медицинского заключения, как для отдельного врача, выписавшего «липу», так и для клиники как юридического лица. Тарифы таковы: сам врач выплатит 2-5 тысяч рублей, а клиника в целом уплатит штраф около 100 тысяч. Цифры, мягко говоря, не грандиозные.

Нынешние расценки на медсправку в среднем – 900 рублей. После появления справок нового образца и усиления степеней защиты, возможно, система заработает эффективно, но через месяц умельцы приноровятся и продолжат бодро штамповать липовые справки в ближайшей подворотне, или же врачи организаций отработают схему выдачи бланков налево за такие деньги, что при такой прибыли, штраф в 100 тысяч будет смешной суммой.

«…Без бумажки ты букашка..»

По сути, свидетельство нового образца - это та же медсправка, только с большей степенью защиты от подделок. После прохождения медосмотра и положительного результата (то ли взятки, то ли реально хорошего здоровья) данное свидетельство выдается автомобилисту, которое тот, наряду с прочей документацией, согласно новому законопроекту обязан будет всегда иметь при себе. Нынешний же закон предполагает прохождение медосмотра раз в три года и предъявление справки только при плановом техосмотре.

Заниматься выпиской левых справок лицензированным медицинским учреждениям в идеале не позволят строгая подотчетность и, очевидно, совесть. Бланки, на которых будут выдаваться свидетельства, являются документами высокой степени отчетности и храниться будут соответственно. Будет вестись строгий учет использованных, утерянных и испорченных бланков. Кроме того, выдача справки станет осуществляться при взаимодействии медицинских организаций с ГИБДД в виде передачи информации о результатах прохождения медосмотра и сроке его действия.

Правда непонятно, какую роль во всем этом мероприятии может сыграть ГИБДД, если ему предоставят уже «паленые» сведения, или как гаишники будут способствовать системе выявления нарушений. Надо понимать, что сотрудник ГИБДД не Гиппократ, и его функции априори ограничиваются проверкой – есть справка или нет, липовая она или настоящая. Фактически, если какая-нибудь организация будет выписывать на оригинальном бланке липовую справку, а наркоман не будет делать на приборной панели дорожку на глазах у инспектора, то дело будет шито-крыто. До первой громкой аварии.
Вывод из всего вышеперечисленного, в общем-то, прост. Проблемы на дорогах не создаются одним аспектом – выдачей липовых справок. Безусловно, борьба с медицинским произволом должна осуществляться, но планируемая программа не представляется суперпрозрачной, обойти механизмы ее контроля не составит большого труда. Но это не единственный корень зла, и проблему надо решать в комплексе. Это и взятки гаишникам и водительские права, когда ситуация выглядит как – «права купили, машину купили, ездить не купили», когда по дорогам рассекают здоровенные лбы, у которых с медицинскими показаниями все в порядке, вот только из дорожных знаков им знаком один «кирпич» и то понаслышке.

В идеале, должна быть создана жесткая система контроля, внушительных штрафов, наказаний за нарушения правил дорожного движения, чтобы был реальный стимул ездить грамотно, если собственного ума не хватает – это все со стороны государства. Гражданин и автовладелец прежде всего нужно должен понимать свою ответственность за жизнь пассажиров, пешеходов и соблюдать правила поведения на дороге, «чтобы не пришлось любимой плакать».