Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
30.06.16 17:00
| Просмотров: 336 |

Непростая судьба ЗакСа пятого созыва

Павел Смоляк, «Шум»

В среду в Мариинском дворце прошло последнее заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва. Депутаты, многие из которых через два с половиной месяца покинут стены парламента, шутили и с удовольствием фотографировались на память.

Законодательное Собрание пятого созыва запомнится старожилам дворца на Исаакиевской площади по нескольким причинам. Во-первых, никогда горожане столь сильно, как в декабре 2011 года, не протестовали против фальсификаций результатов выборов.

Протестного запала, впрочем, петербуржцам хватило всего на несколько недель. После двух-трех ярких акций выяснилось, что никто из избранных оппозиционных депутатов от мест в Мариинском дворце отказывать не собирается, а жирную точку под претензиями горожан к власти поставил Новый год, ведь веселье никто не отменял.

Во-вторых, Законодательное Собрание покинул Вадим Тюльпанов, руководящий парламентом предыдущие два созыва. В качестве утешительного приза Вадиму Альбертовичу досталась должность члена Совете Федерации. С почетной ссылкой бывший босс Виталия Милонов смерился не сразу, говорят, даже сдружился с зеленым змием, но через годик-другой пришел в себя и аккуратно влился в строй депутатов – поклонников «бешеного принтера».

И, в-третьих, Мариинский дворец наводнили казарменные порядки, которые сначала сильно бесили, и с которыми пришлось в итоге смириться. Отставной кабинетный полковник Вячеслав Макаров, избранный на первом заседании председателем Законодательного Собрания, не стал мешкать и сразу перешел к кардиальным изменениям размеренной жизни городского парламента.

Сначала Макаров сменил руководителей ключевых управлений аппарата Законодательного Собрания, заполнив вакантные места отставными военными и верными подголосками. А через два года работы, войдя в раж, покусился на святое: из Дубового зала (по секретному распоряжению спикера) пропал алкоголь.

Проработав несколько месяцев сбежал в бизнес бессменный руководитель аппарата спикера Александр Зарагацкий. После отставки Зарагацкого его маленький кабинет, где влиятельный чиновник, по слухам, сочинял анекдоты, над которыми смеялась добрая половина политического Петербурга, заняла «племянница» Вячеслава Макарова Алена Кукушкина.

О госпоже Кукушкиной вряд ли зашла речь в этой заметке, если бы с родственницей спикера не был связан один неприятный инцидент. Алене Сергеевне сразу после назначения что-то ударило в голову, и она пробила новые правила поведения журналистов в станах Мариинского дворца.

Новый порядок перевел аккредитованных в Законодательном Собрании журналистов на полулегальное положение – туда не ходи, сюда не ходи, о каждом шаге сообщай в пресс-центр. Еще хуже пришлось тем, кто в городской парламент заходит изредка. Посетителям парламента запрещалось передвигаться по дворцу без сопровождения сотрудника аппарата.

Вячеслав Макаров, повторявший постоянно, что «можно ошибаться, но врать - никогда», сначала ничего толком журналистам объяснить не смог, потом все отрицал, но когда документ о новых порядках всплыл в интернете, правила Алены Кукушкиной дезавуировал.

Однако дружбы спикера с журналистами все равно не сложилась. За неделю до последнего заседания корреспонденты, аккредитованные в городском парламенте, объявили Макарову бойкот. Не понравилось зачинщикам протеста, что все вопросы председателю заранее надо согласовывать с пресс-службой.

Макарову пришлось оправдываться и извиняться перед журналистами, но спикеру никто не поверил. Итоговая пресс-конференция, на который обычно Вячеслава Серафимовича «пытают» минут тридцать, завершилась через девяносто секунд.

Наверняка, для многих текущий созыв петербургского парламента запомнится совсем другим. Не командой депутатов, которая сложилась вокруг спикера Макарова, не появлением группы независимых депутатов, а рождением звезды мирового масштаба. Виталия Валентиновича Милонова, естественно.

Все остальное, прежде всего, важные социальные законодательные инициативы, меркнет по сравнении с тем, что предлагал и воплощал в жизнь глава Комитета по законодательству. Да и сам Милонов, чего уж там, поменялся. Отрастил бороду, стал часто появляться на выставках современного искусства, а в нужные дни православного календаря в подряснике в храме.

Виталий Милонов стал символом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва, и поэтому весьма закономерно, что в следующем созыве эпатажного депутата не будет, он пошел на повышение и вот-вот станет – у кого-то есть сомнения? – депутатом Государственной Думы.

И несколько сухих фактов. За весь пятый созыв депутаты приняли 748 законов, 754 постановления и 549 решений. Из 748 принятых законов 403 внесли депутаты, 306 – губернатором, 26 – прокуратурой, 13 – муниципалитетами. Комиссии и комитеты Законодательного Собрания провели 1488 заседаний. Проведено 69 депутатских слушаний.

Но самое главное, благодаря чему Законодательное Собрание пятого созыва войдет в местную книгу рекордов - количество депутатов, которые попали под прицел правоохранительных органов. Двое под арестом, еще один «ушел из политики».