Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
21.03.16 13:35
| Просмотров: 1054 |

Красивая обертка Познер

Павел Смоляк, «Шум»

В конце прошлой рабочей недели на телеканале «Дождь» прошли любопытные дебаты между оппозиционером Алексеем Навальным и телеведущим Владимиром Познером.

Одно то, что дебаты на тему цензуры в СМИ проходят на телевидении, пускай и не для многомиллионной аудитории, что тоже показательно, - наводят на несколько мыслей, довольно печальных.

Причиной обсуждения послужила скромная перепалка в интернете между Навальным и Познером сразу после чудовищной трагедии в Москве.

39-летняя няня, гражданка Узбекистана, из-за измены мужа или по политическим мотивам – конкретно не ясно до сих пор, убила четырехлетнюю воспитанницу и около часа с отрезанной головой девочки в руках расхаживала возле станции метро «Октябрьское поле», выкрикивая «экстремистские» лозунги.

Российские центральные телеканалы, видимо, по указанию администрации президента о столичной трагедии умолчали, в то время как в интернете и на независимых каналах ТВ и радио журналисты продолжали информировать граждан.

Только на третий день в российских федеральных СМИ появились короткие сюжеты об узбекской няне, а итоговые передачи на «Первом канале», НТВ и «России 1» ограничились несколькими словами; отчитались, одним словом.

Владимир Познер, известный работами на американском и российском телевидении, заявил, что исключительное решение редактора – освещать то или иное событие или не освещать, и дело, безусловно, не идет о цензуре.

Алексей Навальный придерживался и отстаивал мнение, что российская пресса сознательно, по указке из Кремля, замолчала одну из главных трагедий года и отказалась разбираться в ее мотивах, хотя для горожан «голова девочки» намного важнее бомбежек в Сирии.

***

Обсуждение степени важности одной конкретно взятой истории с первых минут дебатов перешло на личности. Владимир Познер нелепо оправдывался, что пока он может выйти на большую аудиторию, то будет продолжать сотрудничать с «Первым каналом», штатным ведущим которого не является: канал просто покупает передачу «Познер».

«Я бы вас пригласил, - сказал Познер Алексею Навальному, - да не могу, и говорю об этом откровенно. К сожалению, так обстоит дело, не только в России, увы».

Как обстоят дела со свободой слова в других странах, никто кроме Познера, который успел поработать в Америке и Европе, сказать не смог, поэтому Навальный и ведущая дебатов Ксения Собчак усомнились, что в демократичных США при разнообразии каналов Познер и его американских коллега, вынужденные покинуть один телеканал, не нашли приют на других.

Впрочем, допускаю, что обычно лукавый Познер не врал, но как это часто с ним бывает, просто не умолчал о существенных нюансах. Вообще излюбленная привычка 81-летнего мажора, любимого как во времена СССР, так и сейчас, делать вид, что черное немного серое, и с аргументами «за» иногда не поспоришь.

Но не в данном случае. Алексей Навальный на 15-й минуте дебатов - далее их можно было и не продолжать – заявил, что подает в суд на «Первый канал» и «российское телевидение», которое запрещает его в своих эфирах, тем самым нарушая закон, запрещающий в России цензуру. «И основой моего заявления будут ваши слова», - пригрозил Навальный Познеру. «Подавайте в суд. Мне это любопытно», - ответил телеведущий, но продолжал настаивать, что «черных списков» на телевидении не существует.

Как же, Владимир Владимирович? Вы же заявляете, что есть «пять фамилий», среди которых убитый в прошлом году Борис Немцов, которые вам нельзя приглашать в программу «Познер»? Хм, Познер знает, что ответить: «Я работал в СССР, я знаю, что такое цензура. Цензор сидит в отдельной комнате с красным карандашом». Нынешняя «цензура», по мнению телеведущего, - «личное решение людей», что, конечно, «серьезное ограничение свободы слова», но «цензура для меня это другое».

***

Владимир Познер довольно часто повторял слово «компромисс». Пять запретных персоналий (Навальный, Касьянов, покойный Немцов и кто-то еще, быть может, из «патриотического» лагеря) – дал понять Владимир Владимирович – для него не сильно важны. У него другой круг общения, и если он захочет собрать компанию для отдыха на Лазурном Берегу, то вряд ли позовет Навального или Касьянова, тем более в эфир «Познера», который смотрят несколько миллионов человек. Поэтому компромисс.

«Познер» - скучная и иногда откровенно непрофессиональная передача. Владимир Познер, которого «Первый канал», на мой взгляд, зря кормит, покупая его программу, перестал серьезно относится к своей работе. И впрямь: зачем? «Первый канал» и конкретно генеральный директор Константин Эрнст, создает впечатление, не ждут от 81-летней звезды сенсаций и передач, которые на утром обсуждала вся страна. Главное – на Познера «идут», идет зритель и герои.

Я не соглашусь с Владимиром Познером, что он делает «общественно-полезное дело». Не соглашусь, потому что сомневаюсь. Потому что сам зритель и вижу, что все «общественно-полезные» передачи на центральных телеканалах подвергаются цензуре и закрываются, не считая развлекательных шоу о здоровье, в том числе бесконечных циклах «почему вреден хлеб» и «какая отрава это пальмовое масло».

«Я заставляю зрителя думать», - искренне считает Познер. Ошибка. Гости «Познера» - известные люди России и Европы – блестящий французский и английский языки выгодно выделают Познера из всей плеяды телезвезд. Познер ошибается в зрителе, который хочет смаковать «голову девочки», который не забывает, пускай и выдуманного, «распятого мальчика», и совершенно не рефлексирует, что сказал министр Улюкаев в «Познере».

***

Алексей Навальный, с моей точки зрения, верно (случается это чертовски редки) расставил акценты. Владимир Познер – часть системы; он в силу своих прошлых заслуг и, думаю, французского и американского гражданства в том числе, позволяет (или ему позволяют, ведь рейтинг - деньги) чуть больше других. И ничего больше, никаких иных кардинальных отличий от Дмитрия Киселева или Петра Толстого.

Леонид Парфенов, призванный Ксенией Собчак для независимого суждения, здраво заметил, «если Навальному нельзя на «Первый канал», куда ему можно»? Навальный, на минуточку, на последних выборах мэра столицы привлек на свою сторону миллионы москвичей, но в эфире московского ТВЦ его нет.

И дело, конечно, не в одном Навальном. Ведь «пять фамилий» Познера – вероятно, тоже лукавство, их намного больше.

Достаточно глянуть ток—шоу на «Первом канале», «России 1», ТВЦ или НТВ, да где угодно, - рябит от одних и тех же лиц, хотя мы хорошо помним, что раньше, еще каких-то 10-15 лет, «Свобода слова» Савика Шустера или «Глас народа» Евгения Киселева собирали по 20-30 новых лиц, которые спорили и дискутировали, и не кочевали из шоу в шоу – шоу было больше, и они все были разные.

***

Не поверю, что Владимир Познер, - когда-то ведущий шоу «Времена», а в счастливые для телевидения девяностые годы самые рейтинговые действительно общественно-полезные передачи – например, «Тема», - не знает или не догадывается о реальном положении современного ТВ.

Мне казалось, что с возрастом и авторитетом, который есть у Познера, человек перестает бояться и меньше готов идти на компромиссы как с собственной совестью, так и с теми, кто представляет явную сторону зла. «Каждый делает свой выбор», - верно заметил во время дебатов Владимир Владимирович, однако какой же выбор сделал он?

Возможно, аудитория телеканала «Дождь» для Владимира Познера мизерна и незначительна. Мастер привык работать с массами. Но ряди чего? Донести некую «правду»? Обсудить то, что не обсуждают другие? Нет, еще раз нет. Познер хорошо поддерживает светский разговор, делая вид, что ведет с гостем передачи вдумчивую беседу. Красивая обертка для отвратительной начинки.

Навальный порекомендовал Познеру покинуть «Первый канал». Не самая глупая идея. Познер – не 20-летний стажер, которому надо платит за комнату в коммуналке. Познеру есть куда идти. На тот же «Дождь», где присутствует либеральный перегиб, но нет «пяти фамилий».

Или – другой вариант. Мне импонирует Александр Невзоров, который говорит: да, я наемник, все дело в цене. Пускай он не ведет передачу на «Первом канале», но появляясь в эфирах «Дождя» и «Эха Москвы», Невзоров не кривит душой и не идет на компромиссы. Он выбрал сторону «добра», завтра выберет обратно «зло» - и не будет за россыпью пустых слов скрывать свое решение. Для него черное – черное, белое – бело, а красное – это красное.

Проще говоря, есть чему Владимиру Владимировичу поучиться у Александра Глебовича.