Главное сегодня

18/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
21.03.14 04:50
| Просмотров: 464 |

Открытый урок полковника Смяцкого

Павел Смоляк, «Шум»

В пресс-клубе «Зеленая лампа» прошло необычное мероприятие. Высокопоставленный сотрудник петербургской полиции, отвечающий за массовые мероприятия в городе, рассказал журналистам много интересного, среди прочего, как правильно вести себя на митинге, чтобы не попасть в число задержанных.

Полковник Алексей Смяцкий отдувался сразу за троих. За себя, за начальника пресс-службы петербургского Главка Вячеслава Степченко, который был на месте, но предпочел весь час молчать, поглаживая сенсорный экран телефона; а также за Николая Струментова из Комитета по законности, правопорядку и безопасности : чиновнику, гласил факс, присланный в «Зеленую лампу» из Смольного, нездоровилось.

Импровизированный урок Алексей Михайлович начал с теоретической части. Он подчеркнул, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, соблюдая федеральные законы, законы Петербурга и другие нормативные акты. «Мы не за правых и не за левых, не за красных и не белых, мы соблюдаем закон», - «отлил в граните» полковник и перешел к конкретике.

О митингах и других политических или общественных акциях полиция узнают из прессы, поданных для согласования заявок акций и интернета. Алексей Смяцкий, возможно, открыл тайну: сотрудники полиции зарегистрированы в социальной сети «ВКонтакте» и активно читают страницы политических активистов и тематические группы. Из подобных групп, например, полковник узнал, что активисты «Другой России», планируя несогласованный марш у метро «Международная», заранее договорились прийти в грязной одежде, чтобы во время задержания падать не землю, показывая «зверства» полиции.

Сотрудники правопорядка внимательно следят за интернет-дискуссиями, вникают в самую суть, быть может, оставляют комментарии, рассказал полковник. Из интернета полицейские узнают, сколько человек собирается на митинг, и, исходя из «нереального» подсчета, формируют количественный состав сил правопорядка для обеспечения безопасности на акции. Наверное, поэтому почти на каждом митинге полиции в два, а то и в три раза больше митингующих. Нажать «Точно пойду» в какой-нибудь группе – намного проще, чем дойти, скажем, до Марсова поля.

На самой акции полицейские подсчитывают участников акции обычно на глазок. Алексея Смеяцкого смущает слегка иное. Часто сами журналисты искажают истинное количество присутствующих на митингах. За время работы в должности полковник многих фотографов и корреспондентов запомнил в лицо, знает, что на митинге, где собралось 50 человек, 30 – журналисты. А журналисты, такие нехорошие, считают всех, даже случайных зевак.

Бывает, признался полковник, иногда журналисты попадают в автобусы для задержанных («автозаков у нас нет»), но «представителя СМИ мы, конечно, отпускаем». «Ни один журналист не обидится, не уличит меня во лжи, сверив документы – паспорт и редакционное удостоверение – мы всех отпускаем», - повторил с тревогой Смяцкий. Мешают полиции работать в основном только блоггеры.

Некоторых журналистов, посетивших «семинар», очень интересовало поведение депутата Законодательного Собрания Петербурга Виталия Милонова на антивоенном митинге 2 марта, который прошел у стен городского парламента. Алексей Михайлович знает, что народный избранник явился на акцию оппозиции не один, что он порвал плакат и еще что-то натворил. Всем действиям парламентария будет дана оценка, заверил Смяцкий. Для этого существует несколько служб, последняя из которых должна отсмотреть все фотографии и видеоматериалы с акции, разглядеть Милонова и «поставить диагноз». На все у полиции два месяца, и, судя по всему, полицейские торопиться не будут.

Андрей Толмачев, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, робко взял слово, когда все вопросы к полковнику иссякли. Помощник омбудсмена сообщил, что в прошлом году посетил пять десятков митингов и, по его мнению, полиция стала действовать лучше. «Но не все в порядке», - уточнил Толмачев. Положительным моментом Андрей Валерьевич назвал новую тактику полицейский при задержании оппозиционеров. Если раньше здоровяки задерживали всех подряд, то теперь цепляют активистов точечно.

«Иногда, - продолжал ругать Толмачев полицию, - мне кажется, что задержания происходят жестоко, не понимаю их мотивов». Специалист пояснил, что не раз бывал на судах по «Стратегии-31» и выступал в защиту задержанных. «Люди показывали чеки, только что купили костюм, вышли из Гостиного двора и их задержали», - вспоминал он.

Полковник Смяцкий немедленно занял оборону. «У нас все нормально с демократией», - напомнил начальник управления. Виной всему оппозиционеры, которые специально подают уведомления для проведения акций в тех местах, где им никогда не согласуют. «Они идут на риск, ведь кто-то может пострадать», - с грустью сказал полицейский. Алексей Михайлович привел пример из опыта. На одной из «Стратегий-31» у Гостиного двора он «спас» «бабуличку-крохатуличку», перенеся на руках в безопасное место.

Андрей Толмачев рискнул возразить. По его мнению, меньше проблем с законом у митингующих будет, если расширить число зон, где можно митинговать. Омбудсмен Александр Шишлов сейчас ведет переговоры, чтобы все желающие могли собираться не только на Марсовом поле, но и на Пионерской площади. Алексей Смяцкий тяжело выдохнул: «Там дети, они ходят в театр и не должны видеть митинги. Люди приходят отдыхать, они должны отдыхать», - отрезал полковник.

Встреча закончилась предложением редактора «Новой газеты» Дианы Качаловой провести встречный семинар для сотрудников полиции. Полковник Смяцкий долго делал вид, что не понимает вопроса, а после отказался, потому что все полицейские на работе, а дергать их по пустякам – только вредить безопасности города.