Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
05.03.14 20:35
| Просмотров: 347 |

Пикет против коррупции в СБ компании NIS прошел у посольства Сербии (ФОТО)

Антон Черкесов

У сербского посольства в Москве сегодня прошли одиночные пикеты против коррупции в работе службы безопасности дочерней структуры ОАО «Газпром нефть» - компании «Нефтяная индустрия Сербии» (Naftna Industrija Srbije, NIS, Нафтна индустрија Србије, НИС).

Пикетчики потребовали освободить арестованных 13 ноября 2013 года в Панчево, как они полагают, по заказу CБ NIS двух топ-менеджеров компании – россиянина Виктора Славина и украинского гражданина Джаджита Сингха.

Участники акции держали в руках плакаты: «Сербия! Остановите беспредел СБ NIS!», «Сербия! Возьмите дело «Сингха – Славина» под особый контроль!», «Сербия! Нам нужны хорошие отношения, а не незаконные посадки!». Мероприятие проходило на глазах послов Франции и Великобритании - Жан-Мориса Рипера и Тима Барроу, которые в этот момент выезжали из немецкой дипмиссии.

Уведомление о пикетах 5 марта было направлено префекту ЗАО Алексею Александрову еще 28 февраля. Только 4 марта чиновники устно (!) отказались согласовать акцию под предлогом того, что у посольства Сербии якобы не поместится 50 человек, хотя прежде еще на акции в поддержку Югославии сюда приходили сотни участников. Организаторы акции посчитали, что раз они не получили отказ в течение трех суток, то по закону пикет согласован, а префект Александров не может не знать этого.

Славин и Сингх находятся в тюрьме с 13 ноября 2013 года по огульным подозрениям в «коррупции». Тогда же полиция арестовала, но потом отпустила (после внесения залога в 400 тысяч евро) Драгишу Деспотовича и его сына Александра Деспотовича, владельцев австрийской строительной компании BMR Group, подрядчика NIS. Старший из Деспотовичей вообще никак не связан «делом Сингха – Славина» и попался полицейским случайно, когда прибыл узнать, за что же схватили его сына.

Эксперты считают, что аресты заказаны шефом службы безопасности NIS Игорем Тарасовым и его замом Игорем Черновым, курирующим НПЗ в Панчево. Их действия получили одобрение гендиректора NIS Кирилла Кравченко, сына социолога Альберта Кравченко. С именами Тарасова и Чернова связывают и заказную кампанию против «балканских узников» в российских и сербских СМИ, в том числе даже и ИТАР-ТАСС.

Посол РФ в Белграде Александр Чепурин не обратил своего внимания на ситуацию со Славиным. Отметим, что в российской миссии долгое время работал будущий шеф СБ NIS Игорь Тарасов. Украинские дипломаты пытаются вызволить Сингха и после того, как в ноябре 2013 года Белград покинул посол Виктор Недопас (перед отлетом в Киев был принят президентом Томиславом Николичем).

Рассмотрение «дела Сингха-Славина» должно начаться до 13 марта. По сербским законам прокуратура обязана предоставить обвинительное заключение не позднее 5-ти суток до окончания продленного судом срока содержания под стражей. Делом арестантов из NIS занимается Оливера Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean), зампрокурора Панчево.

Следствие идет с грубыми нарушениями закона. Арестантов держат в СИЗО на основании самой тяжкой части 367-й статьи в уголовном кодексе (о получении взятки), причем и данного состава (по мнению юристов) быть не может. Однако применение более тяжкого пункта статьи позволяет удерживать Сингха и Славина за решеткой свыше 60 суток.

В Сербии, в отличие от РФ, у адвоката есть право на ознакомление с материалами дела еще до предъявления обвинения его подзащитному. Но адвокату Сингха и Славина так и не предоставили оригиналы «прослушек», записанных по приказу Тарасова и Чернова, а только транскрипт их перевода на сербский, да и тот с множеством ошибок и неточностей перевода.

Согласно законодательству требуется указать причины продления срока содержания под стражей. Прокуратура ссылается на то, что полиция еще не передала улики, а это дает дополнительный предлог, чтобы продлевать срок пребывания под стражей.

Полиция и не торопится передавать следствию оригиналы прослушки и иные материалы по делу. В телефонных разговорах с Деспотовичем-младшим Сингх всего лишь требовал выполнения обязательств BMR Group по контракту как можно быстрее и дешевле.

Всего с 19 апреля и до 13 ноября 2013 года NIS и BMR Group оформили 5 договоров на общую сумму под 26,1 млн. евро (с НДС) и 1 договор на сумму 54 млн. 32 тыс. динар. Руководству NIS также известно, что два заказа не мог выполнить ни один из подрядчиков кроме BMR Group. Якобы «коррупционный» контракт, который подписал Славин, предусматривал 10%-ный бонус для подрядчика (за качество и выполнение работ раньше срока). Причем договор от имени NIS визировали и другие уполномоченные лица, в т.ч. и от СБ. Также известно, что если до лета 2013 года гендиректор NIS Кирилл Кравченко лично подписывал все контракты, то потом почему-то умышленно оформил доверенность на Славина.

Претензии СБ NIS к Сингху и Славину заключаются и в том, что Сингх как глава дирекции по стратегии и инвестициям и замглавы тендерной комиссии в телефонных разговорах с потенциальными участниками тендеров озвучивал требования максимально занизить цены и сообщал цены конкурентов как ориентир.

Также предполагается, что это якобы давало BMR Group преимущества на открытых торгах на понижение. Экспертам такая ситуация видится абсурдной, ибо снижение аппетитов крупных подрядчиков препятствует корпоративному сговору и экономит средства собственников компании.

В материалах по делу говорится, что Славин предоставлял договор, где указывался бонус в 10% от суммы контракта в случае ускоренного и качественного выполнения работ. Якобы этот бонус BMR Group могла передать через посредника другому посреднику в Австрии дважды в пользу Сингха и Славина.

Ни единого «доказательства», если не считать прослушку, которая по факту отсутствует в деле, нет. Но видна попытка надавить на Деспотовичей, Сингха и Славина, заставить их оговорить себя. Однако владельцы BMR Group не поддались на прессинг. NIS даже не расторгла «коррупционные» контракты да еще и оплатила задолженности. Стойкость проявили и сами Славин и Сингх. Потому заключение их под стражей и остается едва ли не единственным рычагом давления.

В январе был допрошен работник СБ NIS Александр Тодорович. Следователи спросили у него, как он оценивает суть контракта с BMR Group, нанесен ли действиями Сингха и Славина ущерб NIS. Тодорович ответил, что нанесен, если 10%-ный бонус получили лично Сингх и Славин и если это будет доказано по суду. Если факт дачи взятки доказать не смогут, то и без этого компании NIS якобы нанесен ущерб тем, что история с арестом менеджеров попала (по заказу Чернова и Тарасова) в СМИ.

Дождутся ли Джаджит Сингх и Виктор Славин восстановления справедливости, как поведут себя руководители «Газпром нефти» и NIS, способны ли судебные инстанции в Панчево на самоуправство, будет ясно уже через несколько дней.